Тематическое рисование

Программа так определяет задачи этого вида рисования: «Рисование на темы закрепляет знания, навыки и умения, содействует развитию наблюдательности и творческих способностей учащихся».

Как и всякая самостоятельная работа, тематическое рисование требует от учащихся применения их жизненных наблюдений.

Работа над иллюстрациями к какому-нибудь литературному произведению выполняется по представлению, но эти представления должны опираться на наблюдения и должны быть связаны с образованием у детей логических суждений о вещах и явлениях.

Роль учителя в занятиях по этому разделу заключается в гом, чтобы путём предварительной беседы вызвать у детей яркие и правильные представления о событиях, предметах, явлениях природы, которые необходимы для данной темы, и дать указания, какими средствами выполнить её.

Элементам композиции (размещению предметов на листе бумаги) следует уделять большое внимание с первых же самостоятельных работ детей. Точно так же, для выработки пространственных представлений у детей, нужно отвести их от схемы расстановки предметов по одной или нескольким горизонтальным линиям, и подвести их к изображению одних предметов ближе (на рисунке помещаются ниже), других дальше (на рисунке располагаются выше), а в дальнейшем – к перспективному сокращению предметов и уменьшению вида их в зависимости от расстояния.

Поэтому самостоятельные работы детей по тематическому или иллюстративному рисованию требуют после предварительного наброска (эскиза) детей обязательного просмотра, указаний и исправлений со стороны учителя.

Дальнейшая работа по выполнению рисунка может происходить в порядке домашнего задания.

В этом задании надо дать указание детям, чтобы они рассмотрели в натуре те предметы, которые необходимы им при разработке темы, а также сделали наброски с натуры тех предметов и в том повороте, в каком намечены в эскизе.

Какими наглядными пособиями можно пользоваться на уроках тематического и иллюстративного рисования? Прежде всего необходимо осудить неправильный методический приём, когда в классе вывешивается готовая картина на заданную тему или даётся учителем готовая иллюстрация на классной доске. Ни о какой самостоятельности детей здесь не будет и речи, и это в корне противоречит целевой установке данного раздела рисования.

Другое дело, если к указанной теме показаны будут отдельные предметы. Например, по теме «Новогодняя ёлка» (II класс) можно показать изображение ёлки, игрушек; но теме «Ворона и Лисица» (V класс) можно показать отдельное изображение вороны, отдельное изображение лисицы, ели и т. д. Дети могут с показанных предметов сделать наброски и применить эти наброски, с некоторыми изменениями в своём рисунке на тему.

Предварительный набросок рисунка на тему в процессе работы с помощью указаний учителя может изменяться и дополняться при окончательной обработке рисунка.

В старших классах полезно указать учащимся, что великие мастера живописи для создания своих замечательных произведений делали десятки эскизов в поисках наиболее ясного и глубокого раскрытия темы (эскизы Репина к картине «Бурлаки», эскизы Сурикова к картине «Боярыня Морозова» и др.).

Необходимо подчеркнуть, что любой рисунок на тему или иллюстрация к какому-либо произведению должен изображать один момент и этот момент должен являться главным, исчерпывающим содержание темы.

Следует также при заданиях конкретизировать тему и научить учащихся различать тему от сюжета. Например, учитель даёт тему «Осень» (V класс). По этой теме можно выбрать целый ряд сюжетов: «Лес осенью», «Поле осенью», «Осенний отлёт птиц», «Осенний сбор овощей» и т. д.

Эта конкретизация поможет учащимся по своему желанию выбрать сюжет, характеризующий осень.

При даче других тем следует также вносить конкретизацию и намечать ряд сюжетов, раскрывающих тему.

Методы обучения рисованию.

Остановимся на рассмотрении наиболее типичных методов обучения рисованию. Один из этих методов носит название «копировального». Всё обучение по этому методу сводится к зарисовке учащимися с готовых образцов, напечатанных на особых таблицах или нарисованных от руки.

Применение такого метода не даёт положительных результатов при обучении детей рисованию и противоречит задачам, поставленным советской школой.

Основной недостаток этого метода заключается в том, что дети приучаются к пассивному срисовыванию с готовых образцов и не получают самостоятельных навыков и умений в изображении предметов со своей точки зрения и в самостоятельном анализе формы и цвета предметов.

Однако отсюда не следует делать выводов, что копировать вообще ничего не следует, что срисовывать с готового образца ничего не нужно. Речь идёт только об уроках рисования, где копировальный метод не может быть основным. В других случаях — при изготовлении какого-либо пособия, увеличении или уменьшении его, при изучении ботаники, при зарисовках учебного материала по другим предметам — срисовывание с готового образца применяется на базе полученных навыков ла уроках рисования.

Другой широко распространённый метод получил название «геометрического», в основе которого лежит обучение рисованию с геометрических форм, начиная с линий и кончая сложными постановками из геометрических тел и гипсовых орнаментов. Доводы в пользу применения этого метода довольно убедительны. Во-первых, геометрические формы самые строгие и точные, во-вторых, всё многообразие окружающих нас предметов в основе своей имеет те или другие геометрические формы или части этих форм.

С помощью этих форм мы распознаём все видимые предметы и классифицируем их.

Становится понятным, что если мы научим детей правильно рисовать геометрические формы, то дадим им навыки и умения рисовать любой предмет, разовьём глазомер детей и точность передачи ими предметов.

Существенное возражение этот метод встречает при обучении рисованию детей младшего возраста (I—III классы). Если, например, тренировать детей этого возраста на проведение только линий горизонтальных, вертикальных, наклонных, зарисовке углов, фигур, наконец, геометрических тел, то эти объекты будут для них слишком отвлечёнными.

В настоящее время применяется приём, помогающий устранить этот недостаток геометрического метода и дающий возможность на конкретных предметах, близких и интересных для детей, знакомить их попутно и с основными геометрическими формами.

Метод этот получил название «натурального», так как обучение по этому методу ведётся на предметах окружающей действительности, и эти предметы зарисовываются с натуры.

Таким образом, натуральный метод, воспитывающий активность детей, умение наблюдать и изучать основные и характерные черты окружающего нас мира, можно считать одним из основных методов обучения детей изобразительной грамоте в начальной и семилетней школе.

Детский рисунок и его особенности.

В программе по рисованию подробно указаны умения и навыки, которые учащиеся должны получить в том или другом классе. Приобретение этих умений и навыков должно являться основным условием в качестве критерия оценки успеваемости учащихся по рисованию. В программе, кроме того, имеется раздел «Тематическое рисование». Оценка работ учащихся по этому разделу требует знания особенностей детского рисунка и выражения детьми своих, представлений о рисунке. Эти особенности нужно учитывать при оценке.

При изображении формы предметов дети чаще всего останавливаются на передаче только основных частей предмета, причём и общую форму, и части передают условно, схематически.

Рассмотрение с детьми в натуре формы дерева, внешнего вида дома, человека и птицы поможет детям приблизиться к более реальному изображению этих предметов. Конечно, от учителя требуется длительная и повседневная работа по выработке у детей наблюдений над предметами и по передаче их в рисунке.

Дети, особенно младшего возраста, трудно справляются с перспективными явлениями — расположением предметов в глубину, закрыванием одного предмета другим, уменьшением вида предмета в зависимости от расстояния и т. д.

Поэтому дети часто изображают одни предметы над другими в виде отдельных рядов, причём предметы в ряду могут быть самые разнообразные.

К числу типичных особенностей детского рисунка относится так называемая «прозрачность» предметов, т. е. дети, рисуя предмет, сквозь него показывают другой предмет.

Чаще всего эта особенность наблюдается в изображении дома, в котором дети показывают мебель и человека. Изображая всадника на лошади, дети и ноги всадника, и руки, и поводья показывают на одной стороне.

Наблюдения окружающих предметов, например, рассматривание из окна класса соседнего дома, убедит детей, что внутренность дома частично видна только в окно, а при рассматривании всадника дети увидят, что у него сбоку видна одна нога, а другая закрыта корпусом лошади.

Наконец, ещё одна особенность, свойственная детскому рисунку, встречается при окрашивании предметов.

Дети любят яркие цвета, любят нарядность рисунка, поэтому нарисованные предметы они окрашивают часто в произвольные цвета, лишь бы было с их точки зрения «красиво».

Опять нужно обратить внимание детей на предметы в натуре, на те цвета, которые свойственны тому или другому предмету. Если ребёнок в силу тяготения к красочности в рисунке окрасил рисунок лошади, например, в синий цвет, дайте этому ребёнку путём наблюдения убедиться, что синей лошади он не встретит. Таким образом мы подведём детей к наблюдению над естественной окраской предметов.

Все указанные здесь особенности детского рисунка, являющиеся следствием недостаточного их опыта наблюдения над окружающими предметами, вызывают необходимость со стороны преподавателей привлечь внимание детей к наблюдению над этими предметами и явлениями.

Постоянные наблюдения, подкрепляемые рисованием с натуры, сравнительно легко дадут возможность детям перейти к реалистическому рисунку.

Рисование с натуры цветными карандашами и акварельными красками даст детям навык в передаче цвета предметов. Таким образом, указанные выше особенности детского рисунка под влиянием изучения окружающей действительности сравнительно легко исчезают.

Планирование занятий по рисованию.

Поурочный план занятий по рисованию дан в программе. Однако выполняя установленную программу по рисованию, необходимо материал программы в рабочем плане конкретизировать, соблюдая взаимосвязь между разделами рисования о которой говорилось выше.

Форму рабочего плана можно рекомендовать такую:

При конкретизации рабочего плана указанные в программе предметы для рисования с натуры можно заменять аналогичными такой же трудности, например в IV классе (3—4 уроки) указаны отдельные предметы: чайник, кофейник, ваза, кувшин и т. д. Можно один из этих предметов заменить кринкой.

Точно так же при показе и разборе картин одну репродукцию можно заменять другой при условии, если новая репродукция не нарушает тематики подобранных картин и является произведением одного из художников, чьи произведения разбираются на данном уроке.

В отдельных случаях может встретиться такое положение: дети при переходе в V класс плохо усвоили программу по рисованию за предшествующие четыре класса.

В этом случае необходимо несколько часов посвятить ознакомлению учащихся с тем основным материалом, который требуется для того, чтобы работать по программе V класса. Отразить этот момент в рабочем плане нужно, но в дальнейшем путём домашних заданий и уплотнения материала подвести детей к нормальной работе того или другого класса.

Организация урока рисования.

Рассмотрим общие моменты, которые надо предусмотреть на каждом уроке рисования.

Прежде всего нужно обеспечить рабочим местом каждого ученика.

Если на двухместной парте сидят три ученика, а на другой такой же парте сидит один, то следует пересадить лишнего ученика на эту парту. Проверить, не загромождены ли парты ранцами, книгами и другими предметами.

Далее просматриваются домашние работы, причём просмотр ограничивается только проверкой, выполнена работа или нет. В процессе дальнейшей самостоятельной работы учащихся преподаватель даёт индивидуальные указания как по классной работе, так и по домашней. Общее подведение итогов урока проводится тоже по классной работе и по домашней.

Следующим моментом урока является объяснение задания, что должны делать дети на уроке. Сюда входят и показ образца узора (урок декоративного рисования), и анализ формы и цвета предметов (урок рисования с натуры), и объяснение темы (урок тематического рисования) и той обстановки, где будет показано действие по этой теме.

Это объяснение учителя является важнейшей частью всех типов уроков (проработка нового материала, закрепление знаний и навыков, выработка новых).

После объяснения задания следует указать детям на размещение рисунка на листе, показать на классной доске приёмы зарисовки (для уроков декоративного рисования и рисования с натуры). Рисунок на классной доске перед началом самостоятельной работы детей стирается, с классной доски.

Начинается самостоятельная работа учащихся, во время которой учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся в преодолении ими различных трудностей, встречающихся в работе.  

Заключительная часть урока состоит в показе и разборе с учащимися одного-двух хороших рисунков и одного-двух более слабых, выполненных на данном уроке. Показ этот должен сопровождаться и замечаниями учащихся и объяснением учителя, почему одни рисунки хороши, а другие слабее. Для показа учитель в процессе работы учащихся отбирает рисунки, выполненные на данном уроке, а также привлекает и домашние рисунки. Заданием на дом заканчивается урок.

Ниже прилагается примерная схема плана урока и ориентировочное время для отдельных частей урока:

  1. Тема урока.
  2. Цель урока.
  3. Организация учащихся на уроке и проверка выполнения домашней работы (2 мин.).
  4. Приготовление материала (тетрадей, чёрных и цветных карандашей или акварельных красок) (1 мин.).
  5. Объяснение задания урока (5—10 мин.).
  6. Самостоятельная работа учащихся и помощь учителя в этой работе (28—32 мин.).
  7. Подведение итогов урока (просмотр рисунков различного качества) (4—5 мин.).
  8. Задание на дом (1—2 мин.).

Примечание. Различные типы уроков потребуют и соответствующих изменений в этой схеме.