Приёмы исправления ошибок учащихся при рисовании

Прежде всего нужно остановиться на частных ошибках учащихся в распределении рисунка на листе бумаги (элементарная композиция рисунка). Программа требует от учащихся «правильно размещать изображение на листе бумаги в зависимости от формы рисуемых предметов, характера задания и поставленной учителем задачи».

Это, казалось бы, простое требование в практике обучения рисованию нуждается в неослабном внимании со стороны учителя и в длительном приобретении навыков со стороны учащихся.

Поэтому в младших классах следует для привития навыка распределения рисунка на листе бумаги с первых же уроков научить детей делить лист бумаги пополам, на четыре части и указывать, в какой части разместить рисунок. Если рисунок даётся для всей страницы (в младших классах размер этой страницы не должен превышать 1/16 обычного листа рисовальной бумаги), то следует указать учащимся, как найти середину листа: разделить длинную и короткую сторону листа пополам и противоположные точки деления соединить лёгкими линиями, пересечение этих линий укажет середину листа, и в соответствии с найденной серединой надо равномерно размещать рисунок.

Исправление ошибок в размещении рисунка на листе бумаги нужно производить согласно указаниям, данным учителем при объяснении урока.

В зависимости от формы изображаемого предмета нужно соответственно поворачивать тетрадь длинной или короткой стороной вверх, т. е. всегда придерживаться такого порядка: если предмет больше в вышину, тетрадь повернуть короткой стороной вверх, если же больше в ширину — длинной стороной.

В старших классах этот навык размещения рисунка углубляется и закрепляется путём определения общей высоты и ширины предмета или группы их и предварительной отметки на листе бумаги этой высоты и ширины, исходя из середины листа (рис. 35 и 36).

По этим указаниям преподавателя проводится в дальнейшем и исправление ошибок учащихся при размещении ими рисунка на листе бумаги.

Другая типичная ошибка, часто встречающаяся в рисунках учащихся—это неправильное, изображение окружности при различных сокращениях её (верхнее и нижнее основание в округлых предметах). Ошибки эти заключаются в том, что учащиеся не всегда делают плавные закругления сокращённой окружности, а рисуют её с углами с правой и левой стороны. Об этом говорилось раньше, при рисовании с натуры различных предметов цилиндрической и конической формы.

Если такие ошибки имеются, то с учащимися следует провести наблюдения окружности или картонного круга, и эти наблюдения при различных положениях окружности убедят детей в том, что даже при самом большом сокращении окружности никаких углов в изображении не будет, а останется плавная закруглённая линия. Ошибки при рисовании прямоугольных, призматических предметов чаще всего выражаются в нарушении параллельности сторон и в перспективных сокращениях удаляющихся граней предмета.

При рисовании группы предметов ошибки допускаются в том, что не соблюдается относительное расположение предметов и относительная величина их. Путём сравнения рисунка с натурой и предметов в. группе между собой преподаватель указывает учащимся на допущенные ошибки, способы их исправления (подвинуть один предмет вперёд или назад, увеличить или уменьшить другой предмет и т. д.).

Самый лучший и верный способ недопущения ошибок со стороны учащихся — это продуманное и ясное объяснение преподавателя перед началом любого урока рисования и привлечение внимания учащихся к наблюдению над натурой.

В программе по рисованию указаны виды исправлений ученических работ (см. объяснительную записку программы). К одним из них не следует прибегать часто, это «показ или исправление рукой учителя ошибок в рисунке ученика».

Частое применение такого способа исправления рисунков может привести к тому, что даже самые активные учащиеся потеряют уверенность в себе и после поправок учителя перестают дальше работать над рисунком. Следовательно, этот вид исправления ошибок можно применять только в тех случаях, когда другие приёмы исправления не дают нужных результатов, причем при исправлениях ошибок надо добиваться, чтобы «учащийся понял и полностью осознал причину и характер своей ошибки, а также способ её исправления; без выполнения этого условия исправление рисунка не достигает цели» (из программы).