Уроки декоративного рисования

I класс

Тема урока. Составление узора, вписанного в квадрат, из прямоугольников, треугольников и квадратов.

Цель урока. Ознакомить детей с вписыванием узора в квадрат и с окраской элементов узора составными цветами.

Оборудование урока. Таблица узора, вписанного в квадрат, и таблица основных цветов.

Содержание урока:

  1. Организационный момент и просмотр выполнения домашней работы.
  2. Рассматривание таблицы узора и определение, из каких элементов состоит узор и каким цветом окрашены эти элементы.
  3. Приготовление чёрных и цветных карандашей.
  4. Ознакомление с приемами составления из основных цветов составных: зелёного, оранжевого и фиолетового.
  5. Рисование узора в квадрате.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Задание на дом: окрасить элементы узора составными цветами.

Ход урока

Просматривается выполнение домашней работы.

Вывешивается таблица узора, вписанного в квадрат.

Узор окрашен так: квадраты фиолетового цвета, треугольники — зелёного и прямоугольники — оранжевого.

После выяснения цвета элементов узора, вывешивается таблица с основными цветами: красными, синими и жёлтыми.

Показывается на бумаге, что если покрыть бумагу сначала каким-нибудь карандашом, например, красным, а затем синим, то получим новый цвет — фиолетовый. Точно так же от смешивания красного и жёлтого цветов получается оранжевый цвет, а от смешивания синего с жёлтым — зелёный.

Далее предлагается детям сосчитать, сколько в узоре квадратов, треугольников, прямоугольников, как они размещены (квадрат, рядом треугольник с прямоугольником, затем опять квадрат, потом треугольник с прямоугольником и т. д., т. е. элементы узора чередуются).

Объяснить детям, как нарисовать такой узор. Сначала рисуется квадрат, в который вписан узор. Напоминается детям, что в квадрате все стороны одинаковые, что квадрат нужно нарисовать в крупном размере, чтобы он занимал середину страницы бумаги. Показывается на классной доске приём зарисовки квадрата.

Горизонтальные и вертикальные стороны квадрата делятся сначала пополам, затем ещё раз пополам. Точки деления соединяются вертикальными и горизонтальными линиями. В полученные ряды квадрата вписывается узор. Дети приступают к зарисовке узора чёрным карандашом.

Подведение итогов урока проводится обычным порядком — разбором нескольких рисунков различного качества.

На дом даётся задание — окрасить узор: квадраты фиолетовым цветом (синим и красным карандашами), треугольники — зелёным, прямоугольники — оранжевым.

IV класс

Тема урока. Составление эскиза оформления стенной газеты.

Цель урока. Ознакомить учащихся с приёмами оформления стенной газеты и связи этого оформления с содержанием газеты.

Оборудование урока. Два-три образца оформленных стенных газет.

Ход урока

По вывешенным газетам проводится беседа, в которой отмечаются основные части стенной газеты: заголовок, столбцы для текста, заставки, концовки, рисунки в тексте. Указывается на соответствие оформления с содержанием газеты, текст её и т. п.

В дальнейшем преподавателем устанавливается путём чертежа примерный формат стенной газеты и размер основных её частей: рамки, заголовки, столбцы для текста, расположение рисунков и т. д. (см. рис. 27).

Учащиеся приступают затем к составлению эскиза, причём преподаватель должен подчеркнуть, что в эскизе учащиеся должны проявить самостоятельность в выборе названия газеты, приурочивая её к какому-нибудь событию (начало учебного года, Октябрьская годовщина, Ленинские дни, 1 Мая и т. д.), и в соответствующем цветовом её оформлении.

В процессе выполнения эскиза преподавателем даются те или другие указания по эскизу.

Цветовое оформление стенной газеты выполняется в виде домашнего задания.

На следующем уроке подводятся итоги работы над эскизом. По лучшим эскизам проводится оформление и выпуск стенной газеты.

Нужно сказать, что уроки декоративного рисования всегда требуют показа или образцов народного творчества, или таблицы узоров, или образцов книжного оформления, или, наконец, показа учителем начала узора с тем, чтобы учащиеся продолжили начатый узор.

Последнее указание относится главным образом к младшим классам (I и II классы).