Классификация цветовых гармоний
Одной из важных проблем в изучении цветовой гармонии является также классификация возможных типов гармонии. С классификации начинается и ею заканчивается всякое научное исследование. Классификация дает возможность обобщить, привести в систему и изучить посредством сравнения многообразные явления. Необходимость классификации цветовых гармоний как различных форм использования цвета очевидна и для художественной практики и для науки.
Таблица 28. Классификация цветовых гармоний по системе Брюкке: а) изохромия, б) хомеохромия, в) мерохромия, г) пойкилохромияОдна из самых ранних классификаций цветовых гармоний принадлежит Брюкке, который различал четыре их типа:
- Изохромия — композиция в одном цветовом пятне, тоне.
- Хомеохромия — композиция в пределах малого интервала.
- Мерохромия — композиция, где цвета подчинены одному главному цвету.
- Пойкилохромия — метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета.
Также четыре типа цветовой гармонии выделяют в своей классификации советские ученые Б. М. Теплов и П. А. Шеваров:
- Однотонная, построенная на одном главном цвете или группе близко родственных цветов.
- Полярная, построенная на противопоставлении двух противоположных цветов, как бы образующих две однотонные гармонии.
- Трехцветная, построенная на противопоставлении трех основных цветов, лежащих в пределах интервалов или построенные вокруг них три цветовые гармонии.
- Многоцветная, в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главные.
В обеих классификациях совпадают 1-й и 4-й пункты и различаются 2-й и 3-й, которые, однако, и там и здесь представляются нам убедительными. Соединив эти две классификации вместе, мы получим 6 типов цветовой гармонии, к которым практически оказывается возможным свести все многообразие цветовых решений в практике мировой живописи.