Деревянное сооружение

Дерево в постройке имеет своеобразный рисунок, колорит и фактуру.

Для рисунка деревянного сооружения типичны прямолинейные элементы бревен, досок, брусков, балок, подкосов, стропил и т. п., которые придают архитектуре деревянной постройки особые черты.

По колориту деревянное сооружение отличается общим темно-серым цветом с многочисленными оттенками, зависящими от условий и срока службы дерева. Там, где дерево подвержено влиянию атмосферных осадков, оно наиболее серое, даже белесое, с голубоватыми, розоватыми, а иногда и золотистыми отблесками в освещенных местах. В местах, где дерево остается по большей части сухим, — под навесами, внутри здания и других местах, оно сохраняет теплый оттенок, темнеет и приобретает темно-коричневый, оранжевый, а иногда желто-зеленый цвет.

В изображении деревянных сооружений в масштабах 1:100, 1:50 материал построек — дерево — характеризуется только цветом и светотенью. Это видно на примере деревянной надвратной башни, представленной на незаконченном чертеже; здание освещено солнцем, находится на зеленом участке и изображено в летнее время. На чертеже показаны все стадии подготовки и обработки акварелью деревянного сооружения в таких условиях (рис. 97).

Деревянное сооружение на фоне неба темнее своего фона. Его цвет может перекрыть цвет фона. Поэтому покраску проекции деревянного здания можно в этом случае начинать с общего нанесения фона, которым покрывают и самое сооружение. По законченному фону, т. е. поверх цвета неба, наносят цвет деревянного сооружения, освещенного солнцем. В данном случае это будет светлый серовато-золотистый тон, который хорошо заметен на левой грани восьмерика башни и на торцах бревен (рис. 97). Затем наносятся более темный холодный серый полутон и еще более темные падающие и собственные тени. На поверхностях архитектурных деталей, обращенных к земле, наносятся рефлексы. На пристройках рефлексы от травы будут зеленовато-коричневые, под крышей башни — просто коричневые, на верхнем ярусе башни — едва заметные, с более холодными оттенками.

Чертеж деревянного здания той же башни и на том же участке, но при пасмурном освещении дает другой пример графической передачи в цвете типичного серого колорита дерева в постройке при том же масштабе изображения (рис. 98). В этом случае работа также начинается с нанесения небесного фона по всей плоскости чертежа. Затем наносится серовато-розоватый цвет дерева, встречающийся при пасмурном освещении. По нему прокладывают серые полутона, тени и, наконец, рефлексы. Рефлексы покрывают едва заметно вверху и в большей мере внизу, особенно там, где архитектурные детали приближаются к отраженному свету от наземных предметов (рис. 98).

После нанесения светотени, в первом случае с прямым солнечным светом и во втором случае с рассеянным светом, приступают к конечным стадиям. В них дорабатываются детали, кое-где намечаются текстура дерева, оттенки теса и бревен.

Совсем по-другому изображается дерево в крупном масштабе на переднем плане, когда нужно передать фактуру дерева, рисунок текстуры и пр., что достигается техникой корпусного письма, исполняемого пером и полусухой кистью. В этом случае на первой стадии работы весь деревянный фрагмент покрывается по цвету блика освещенной части дерева розоватым, голубоватым, зеленоватым или золотистым тоном. Затем темно-коричневой краской, пером и полусухой кистью поверху зерна бумаги резким движением руки наносят волокна дерева, сучки, трещины, рассохшиеся места и другие детали фактуры. После этого прозрачными лессировочными красками наносят полутона и тени (рис. 98).

В тенях после многократного покрытия фактура дерева, нанесенная полусухой кистью, размывается и смягчается. Таким образом, по контрасту с корпусностью красочного слоя в свету, где остается нетронутым грубый штрих щетиновой кисти с рельефной фактурой, образуется теневая часть дерева со сложной, многокрасочной и многослойной, мягкой и обобщенной, прозрачной и тонкой фактурой.

Особенно выразительно дерево со своей слоистой фактурой в изображении малых архитектурных форм. Это видно на чертежах труб, ворот, колодцев, крылец, где каждый раз по-новому раскрывается богатый серый колорит дерева с его характерным рисунком и красивой фактурой (рис. 96).

В настоящей главе были приведены примеры, необходимые для освоения техники акварельной обработки проекций фасадов. При всем различии примеров их объединяет одна методика работы: во-первых, определяется характер архитектуры здания и устанавливается назначение его чертежа, т. е. определяется смысл всей работы; во-вторых, в зависимости от назначения и содержания чертежа избирается колорит или состояние освещенности; наконец, в-третьих, избирается техника передачи строительного материала со строго последовательными стадиями исполнения.

Рисунок 96
Рис. 96. Деталь деревянного сооружения в крупном масштабе. Незаконченный чертеж показывает приемы передачи фактуры дерева, начиная с корпусной обработки освещенных мест полусухой кистью и кончая лессировкой полутонов, собственных и падающих теней.

 

Рисунок 97
Рис. 97. Деревянная архитектура при солнечном освещении. Прямой солнечный свет создает резкую светотень, выявляет рельеф бревенчатой архитектуры, дает теплые блики. Облачный небосвод определяет холодные полутона и тени. Трава придает рефлексам зеленоватый оттенок.

 

Рисунок 98
Рис. 98. Деревянная архитектура при пасмурном освещении. Рассеянный свет небосвода создает мягкую светотень, выявляет серовато-розовый цвет старых бревен с серыми полутонами и тенями и зеленоватыми рефлексами от травы.