Контур цветной

Весьма совершенным способом нанесения контура можно считать способ нанесения его красками. Он стирает границы стадий. Этот способ трудно поддается описанию, его нужно понять зрительно, почувствовать в работе, освоить творчески. Лучше всего его можно понять при рассмотрении работ больших мастеров.

Так, например, в Третьяковской галерее имеется небольшая незаконченная акварельная работа художника середины XIX века А. А. Иванова. Для нас она именно благодаря своей незаконченности представляет особый интерес.

Неоконченный портрет Н. В. Гоголя работы А. А. Иванова (рис. 48) дает возможность понять технику нанесения цветного контура. На чистой бумаге легкими касаниями карандаша нанесена общая композиция. Для этого взят карандаш, наносящий светлые, не фиксирующиеся линии, легко снимаемые и передвигаемые без повреждения бумаги. Закончив уточнение, по-видимому, уже обдуманной общей композиции и приступив к разработке и закреплению в рисунке отдельных мест портрета, художник меняет материал и инструмент и переходит от подвижного карандашного контура к прочно ложащемуся акварельному контуру. Но как обдуманно и мастерски он это делает — где широкой, а где острой кистью или пером, где одним, где многими цветами.

В работе видны первые штрихи, сделанные голубой краской (кобальт), видны последующие теплые тона, появляющиеся по мере уточнения формы; наконец, виден красный контур, закрепляющий разрез губ, очертание глаз и носа. Нанесение цветного контура начато художником со светлых и холодных линий, штрихов и нежных мазков, как во вспомогательном контуре. Там, где форма закреплена и можно безошибочно наносить ту часть контура, которая должна быть видима на протяжении всей работы, выступает твердый контур с теплыми тонами. Корпусная тень овала лица нанесена широкой и мягкой кистью, очертания глаз, носа и рта намечены острой кистью или пером. Определив все эти детали, художник взвешенными и решительными штрихами твердо наносит красным контуром самые ответственные места: разрез губ, линии век, слезники глаз, зрачки, очертания ноздрей. За живописным рисунком непосредственно следуют прокладки красок определенного тона и твердой формы.

Рисунок 48
Рис. 48. Голубой контур в живописи. Акварельный портрет Н. В. Гоголя работы А. А. Иванова. Набросок показывает применение голубого контура для временных линий построения формы и красного контура для закрепляемых постоянных линий.

 

В незаконченной акварели А. А. Иванова нет условного контура, нет границы между стадией рисунка и стадией нанесения красок. Контур сливается с красками настолько, что в законченных местах он неотделим, невидим, слит с формой и цветом. Такой контур уже не подготовительная стадия, здесь стираются границы стадий.

Цветной контур применим и в архитектурной акварели. Им в совершенстве владели мастера русской архитектуры. В архитектурном чертеже цветной контур имеет то же значение, что и в других живописных жанрах.

Для нанесения живописного контура в архитектурном чертеже надо иметь рейсфедер, чертежное отточенное перо, тонкую колонковую кисть и интенсивные по цвету лессировочные краски, так называемые «чернила».

Голубым и светло-серым прочерчивается контур в освещенных местах и очертаниях падающих теней. Необходимая точность очертания падающих теней достигается пером.

Голубой и светло-серый контур целесообразно применять в начертании капителей. Капитель, обведенная тушью, всегда кажется черной из-за сгустка линий на небольшой площади. После отмывки тушью или покраски акварелью она выглядит темной, мрачной, как будто обгорелой. В натуре же капитель всегда сверкает большим количеством ярких бликов, светлых рефлексов и вся в целом имеет лучезарный вид. Единственный контур, который может передать яркость светотени капители, — это цветной контур с голубыми и светло-оранжевыми линиями (рис. 47).

Границы света и собственной тени могут быть нанесены голубыми красками. Но на цилиндрических поверхностях границы лучше наносить тонкой кистью. Причем плавный переход от света к тени нужно делать влажной кистью с последующей размывкой к свету, если нужно изобразить гладкую поверхность колонны или вала, либо полусухой кистью с последующим усилением границы штрихами или точками пера, если нужно изобразить фактурную поверхность каменной колонны или арки.

Оранжевый, коричневый контур нужен там, где освещенная поверхность граничит с глубокой тенью, где нужно сохранить ясно читаемую линию контура. Нижний контур под карнизами, под полками и контур в глубоких тенях, прочерченный темно-коричневой краской, даст большую глубину выноса светлых архитектурных деталей и четкость формы, даст также прозрачность глубокой тени, лежащей под выступающей деталью.

Разноцветный контур, нанесенный пером при окончательной доработке фасада или перспективы, хорошо завершает детализацию архитектуры. После того как окраска фасада или перспективы сделана кистью, хорошо проработать изображение пером разноцветными акварельными чернилами. Они окончательно уточняют важные детали, обостряют рельеф, совершенствуют линии орнаментов и декоративных деталей, выявляют характерные черты скульптур, фресок, росписи и других деталей.