Характер светотени

Многочисленные приемы живописного построения светотени по-разному передают предмет изображения. Каждый из них отображает особую сторону видимого. Сооружение, изображаемое различными приемами светотени, каждый раз производит новое впечатление, вызывает новые образы. Поэтому изучать приемы передачи светотени следует не только с точки зрения использования их технических возможностей, что необходимо прежде всего; не менее важно также понимать художественный смысл этих приемов, их влияние на образное содержание изображения человека, предмета, сооружения, пейзажа, их способность дать сообразное, осмысленное впечатление.

Одни приемы придают изображению трехмерность, осязаемую предметность, тяжесть, массивность; другие — легкость, прозрачность, воздушность. Одни делают изображаемый предмет красочным, ярким, другие — монотонным, мрачным и т. д. Каждый из этих приемов придает изображению особые черты, в определенном направлении оттеняет образ. Особенно важное художественное значение имеет одновременное применение различных приемов живописного построения светотени.

Как же сочетаются эти приемы и какое их сочетание лучше всего служит достижению искомой выразительности образа?

Следует заметить, что группировка приемов светотени и перспективы наиболее ярко выражает свою тенденцию, когда совокупность их строится вокруг одного ведущего приема, который наиболее близко подходит к цели, показывает наиболее существенные особенности изображаемого, становится живописной темой.

Картина Ф. А. Васильева «После дождя» (рис. 18) построена на приеме световой перспективы. Все наземные предметы, удаляясь на запад, делаются светлее, приобретают желтый оттенок, яркий, обобщенный золотистый тон. Предметы переднего плана, находясь под меньшим влиянием заката, сохраняют, особенно в тенях, собственный цвет. Очертания далеких предметов окутаны освещенным воздухом и окружены ореолом от яркого света солнца. Основной прием световой перспективы, осуществленный в теме солнечного заката, здесь направлен к тому, чтобы обратить внимание зрителя на красоту вечерней природы.

Живописной средой картины А. Е. Архипова «На Оке» (рис. 5) является яркий, знойный свет полуденного солнца. Светотень людей и предметов характеризуется однообразными выбеленными бликами и насыщенными собственными цветами и рефлексами в тени. Такая светотень придает всей картине знойный, пустынный характер.

В противоположность этому в картине того же художника «В гостях» (рис. 10) живописной средой является отраженный свет разноцветных предметов интерьера. Светотень персонажей и предметов характеризуется цветовым многообразием, насыщенностью красок. Такая светотень в свою очередь придает картине оживленный, жизнерадостный характер.

Совсем иная живописная среда избрана А. Е. Архиповым для картины «Прачки» (рис. 27), которая по своему образному содержанию резко отличается от предыдущего примера — картины «В гостях» (рис. 10). Насколько яркие солнечные блики, красочные рефлексы, свежий воздух и просторы полей в окнах, веселые лица женщин в картине «В гостях» придают ей жизнерадостный характер, настолько картина «Прачки» оставляет мрачное, гнетущее впечатление. Здесь преобладает слабая освещенность от рассеянного света пасмурного неба, с трудом проникающего в небольшое замороженное подвальное окно.

Сравнивая три картины одного автора, можно видеть, какое большое значение имеет правильный выбор живописной темы для передачи образного содержания картины и насколько велико мастерство художника, владеющего техникой воспроизведения состояния освещенности уменьем передать колорит.

На примере проекта петербургской Биржи архитектора Тома де Томона можно видеть, насколько автор уже в проекте выразил идею центрального здания города, которому суждено «Ногою твердой стать при море». В нем каждому понятна сила, значительность и незыблемость сооружения. Акварель Томона выразительно передает идею архитектурного преобразования природы, идею обуздания стихии. «Да умирится же с тобой и побежденная стихия» (рис. 115).

Теперь, спустя полтора века, когда здание Биржи стало символом старого Петербурга, по заслугам можно оценить эту акварель. Она настолько живо и просто передает общий облик здания, что временами кажется нарисованной с натуры. В чертеже переданы немногие, но очень характерные черты пейзажа. Простыми техническими приемами показаны общий строгий серебристый колорит, мягкая светотень на здании, разорванные резкими порывами морского ветра низкие облака, взволнованная Нева, многочисленные корабли... И это было сделано тогда, когда в действительности здания Биржи еще не было. Поэтому чертеж Биржи привлекается здесь как пример, поучительный по силе творческой мысли, воображения и акварельной технике исполнения.

На натурных зарисовках архитектуры можно часто наблюдать такое явление. Одно и то же сооружение в разное время может быть освещено по-разному. Всякий раз новое освещение по-новому выявляет архитектуру сооружения. Так, например, солнечный свет дает богатую светотень, с большой силой выявляет рельеф здания, пластику архитектуры, ее детали. Архитектура выступает выпукло, тектонично, тяжело, иногда беспокойно, пестро и дробно. Расцветка здания отступает на второй план, едва заметна в свету и хорошо чувствуется лишь в нишах, лоджиях, на затененных фризах и т. п. Рассеянный свет по- другому выявляет архитектуру. Он дает мягкую светотень, слабо выявляет рельеф; пластическая сторона архитектуры при этом отступает на второй план и на ее место выходит цветовая сторона. Архитектурные формы приобретают большую обобщенность, детали получают единство, соподчиненность. На первый план выступает обобщенный силуэт здания, цветовые членения, пропорции. Здание кажется более плоским, легким, воздушным, цветным. Поэтому, когда художник или архитектор отправляется на зарисовки архитектуры, он должен ясно сформулировать образную задачу и в соответствии с ней произвести выбор точки зрения, характер светотени и общее живописное состояние. Когда же архитектор завершает свой проект и собирается придать своим архитектурным чертежам познавательный характер и доступную ясность композиции, он должен в своем воображении подобрать такой колорит и такую светотень, которая наиболее выразительно могла бы передать архитектурный облик здания наиболее простыми и выразительными техническими приемами.

Архитектор, работая над чертежом, прежде всего должен избрать такие приемы, которые будут способствовать выражению основного художественного содержания архитектурной картины. Если это сооружение, то следует задуматься над тем, при каком освещении оно будет чаще всего рассматриваться, при каком живописном состоянии природного пейзажа архитектурный образ сооружения будет сильнее впечатлять, запоминаться, делаться понятным, что главное в нем, как его выделить, ярче и детальнее показать. Если это панорама города или большой архитектурный ансамбль, то очень важно избрать в картине такой момент освещения, который выделит центральные, наиболее значительные сооружения, выявит их главную композиционную роль; важно создать такой колорит картины, который наиболее правдиво раскроет архитектурный облик будущего города в его природной среде.

Для архитектурной практики очень важно владеть широким диапазоном технических приемов акварельной живописи. Это нужно не для того, чтобы каждый раз рисовать пышные архитектурные картины, а для того, чтобы большой выбор технических средств и приемов дал бы возможность выбрать один или два таких, которые могли бы быстро и просто передать замысел, образ, идею, композицию, форму, деталь и т. п. В процессе проектирования появляются такие чертежи, которые целесообразнее оставить в контуре, где сами линии вполне исчерпывают и характеризуют проектное предложение.

Такими чертежами может быть, например, генеральный план пересеченной местности с густыми пучками горизонталей, которые сами по себе хорошо оттеняют рельеф и не требуют дополнительных графических средств. Рисунок кирпичной или каменной кладки, керамической орнаментованной облицовки, паркетного пола и т. п. может быть оставлен в контуре. Некоторые чертежи достаточно прокрыть одним общим тоном без последующей светотеневой детализации, выделив лишь общий силуэт сооружения и подобрав характерный цвет строительного материала. Подобными приемами целесообразно обрабатывать чертежи легких, прозрачных, ажурных сооружений. Такими чертежами может быть проекция металлической или деревянной мачты, металлического или деревянного моста, ажурной решетки, ограды и т. п. Напротив, в чертежах массивных сооружений целесообразнее светотеневой прием с нанесением всех фаз светотени для того, чтобы лучше выявить объемный характер архитектуры. Особенно целесообразен этот прием в чертежах, изображающих массивное сооружение со значительной архитектурной детализацией.

Такими же чертежами могут быть фасады или перспективы промышленных сооружений, общественных, жилых или спортивных и тому подобных зданий. В эскизном проектировании, где очень важно получить мгновенный графический результат и не задержать творческую мысль исполнительской работой, могут быть применены самые лаконичные приемы. В эскизе планировки может быть применен уголь; в эскизе промышленного здания — карандаш и кисть; в наброске интерьера общественного или жилого здания — красочная акварель; в наброске жилого квартала — цветной мелок, перо с черной или цветной тушью или одна краска. Вся прелесть последнего заключается в том, чтобы подобрать такую единственную краску, которая могла бы по колориту очень ярко характеризовать архитектуру и дать возможность нанести ее на чертеж простыми и смелыми приемами. Могут быть и такие чертежи, в которых цвет материала, цветовое сочетание красок, живопись, мозаика или майолика занимают большое место. Это могут быть интерьеры общественных или жилых зданий, фрагменты с фресками, плафонами, цветными фризами и т. п. В таких случаях работа ведется по всем правилам акварельной живописи, которой и посвящено все изложение этой книги. Однако в архитектурной практике встречается много чертежей, которые нужно быстро и просто оформить, поэтому здесь приводятся самые разнообразные примеры для того, чтобы указать творческим работникам на необходимость расширения диапазона своих технических знаний. Широкие знания нужны для того, чтобы в практической работе находить безошибочные решения, быстро, просто и прямо приходить к разрешению задачи.

Продумав и проверив в эскизах живописный замысел картины, нужно избрать самые простые, выразительные и немногодельные приемы передачи освещения и светотени, которые могли бы с минимальной затратой времени и сил передать искомый образ в любом масштабе, с любой степенью законченности.

Следует помнить, что техника исполнения архитектурного чертежа имеет служебное назначение. Технический прием должен легко, просто выявить архитектуру и остаться незаметным.