Портрет

В обучении живописи учебные задачи неотделимы от художественного творчества. Поэтому, приобретая практические навыки в изображении человека в рисунке и живописи, студенты должны хорошо представлять себе всю сложность портретных задач.

Выявление характерных черт натуры необходимо в работе над каждым этюдом головы и фигуры начиная уже с первых заданий, на которых студенты практикуются в построении рисунка и лепке формы с помощью тональных и цветовых отношений. Однако работа над выявлением характерных индивидуальных качеств изображаемого человека приобретает наибольшее значение уже после того, как накоплен известный опыт в передаче живой формы, находящейся в различных положениях в пространстве, в разных условиях освещения.

Совершенствовать профессиональные навыки в живописи нужно не только убедительно выявляя форму, но и остро передавая характеристики разных людей, выразительно решая композицию портретного этюда.

Портретные задачи сложны и вместе с тем чрезвычайно интересны, ввиду того что человек по-разному проявляет себя в тех различных обстоятельствах, в которых оказывается. Поэтому художник должен обладать большой проницательностью, чтобы передать средствами живописи психологию изображаемого человека, выразив в портрете и свое отношение к нему. Здесь требуется активность в поиске наиболее выразительного решения, умение передать внутренний мир человека. Практика в области портрета развивает способность обобщать, выявлять характерное, типичное.

Наряду с главным в обучении живописи — практической работой — необходимо изучать замечательные образцы портретного искусства, созданные мастерами прошлого. При всех стилевых особенностях творчества великих художников их произведения базировались на реалистической передаче действительности. Только при этом условии может быть создан в искусстве правдивый художественный образ.

Большие мастера старались показывать людей в обычных для них условиях, находить простые, естественные позы. В созданных ими портретах часто можно «прочесть» всю биографию изображаемых людей.

Большое место в истории русского искусства занимает замечательная галерея портретов, в которых запечатлен облик известных писателей, артистов, ученых и других выдающихся деятелей. Вместе с тем в этих работах ярко проявляются и индивидуальность самого художника, его отношение к изображаемому человеку, его творческая тенденция, а также свойственные ему особенности в применении живописных средств.

Большие достижения в портретном жанре имеются и у советских художников. Достаточно вспомнить таких мастеров, как С. В. Малютин, написавший, в частности, тонкий по характеристике портрет комиссара легендарной Чапаевской дивизии Д. А. Фурманова; М. В. Нестеров, создавший широко известные портреты советских ученых и художников;

Г. Г. Ряжский, А. М. Герасимов, среди последних работ которого выделяется групповой портрет советских художников, П. Д. Корин и др. С увлечением работают в области портретного жанра и многие молодые художники. В их лучших работах правдиво и глубоко передан образ нашего современника. Разнообразны тематика этих портретов и их образные решения, которые художник выбирает в соответствии со своими творческими наклонностями. Одна из важнейших задач советских художников — показать значимость общественной деятельности портретируемых людей, особенности их профессии и творческого труда.

Как правило, успех в области портрета, как и в других жанрах искусства, приходит лишь там, где жизнь передана в ярких, волнующих художественных образах, где есть органическая цельность содержания и формы.

На художественно-графических факультетах педагогических институтов портретной живописи придается большое значение, так как знания и практические навыки в этой области необходимы будущему художнику-педагогу. Кроме аудиторных постановок, часть портретных этюдов студенты-заочники пишут самостоятельно в домашних условиях.

Многие из портретных заданий на старших курсах предусматривают, наряду с выявлением характерных индивидуальностей натуры, и передачу определенной профессии портретируемых людей. Рекомендуется, например, написать портрет работницы, пионервожатой, строителя, спортсмена, художника и т. д. Композиция должна включать и изображение рук.

В отличие от прошлых заданий по живописи головы и фигуры, где решались прежде всего задачи на лепку формы и передачу ее характеристики средствами живописи, к работе над портретом предъявляются новые, более высокие требования. Здесь необходимо добиться индивидуального сходства портретируемого, передать его возрастные особенности, а также те признаки, которые в какой-то мере дают представление о его профессиональной принадлежности. Конечно, эти задачи нельзя решить, отказавшись от чисто учебных требований (построение рисунка, лепка при помощи светотени и т. д.), но передачи лишь внешнего сходства формы здесь недостаточно. К этой работе нужно подойти творчески, продумав общее композиционное решение, колорит постановки, движение натуры, которые помогли бы выявить наиболее яркие характерные особенности человека. Все это требует наблюдательности при изучении модели.

Нужно определить, как лучше использовать формат холста — по вертикали или по горизонтали. Изображение рекомендуется брать несколько меньше натуральной величины. Работа над портретом требует отказа от многих несущественных деталей, лаконичности и простоты, а также умелой организации предметов интерьера. Портреты часто пишут и на гладком фоне, однако верно найденные детали обстановки могут помочь в углубленной характеристике изображаемого человека.

Партизан дед Шишко
Ф. А. Модоров. Партизан дед Шишко. Масло.

Творчески нужно подойти и к вопросу освещения. Натуру не следует помещать в темный угол или под случайным источником света, но нельзя и сводить эту задачу лишь к выбору условий для наиболее четкой лепки формы. В то же время тем, кто имеет меньше опыта в живописи, следует обращать особое внимание на то, чтобы свет четко выявлял формы живой натуры. В таких случаях лучше избегать сложного или рассеянного освещения, а располагать натуру под боковым светом, недалеко от окна.

Для художника очень важно подметить в портретируемом и передать на холсте такое выражение лица, такие движения рук и фигуры в целом, которые наиболее убедительно характеризовали бы этого человека. Поэтому мастера портретного жанра считают необходимым сначала знакомиться с тем, кого собираются изображать, подолгу присматриваясь к нему, беседуя, подмечая особенности в манерах и поведении человека, и таким образом находят самое характерное в выражении лица, жестах рук и движении всей фигуры. Эти наблюдения кладутся в основу характеристики портретной постановки, они и подсказывают пластическое решение.

Вот что рассказывал, например, М. В. Нестеров о работе над портретом В. И. Мухиной: «А я начал Мухину. Что-то выходит, я ее помучил; так повернул, этак: а ну поработайте-ка! Чем Вы работаете?.. Как принялась над глиной орудовать — вся переменилась.— Э, думаю, так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит... Такой-то ты мне и нужна» 1.

Многие выдающиеся художники, обдумывая композицию, делали несколько предварительных эскизных набросков, подыскивая наиболее удачное решение позы.

Портрет, выполняемый студентами, должен быть естественным, жизненным. Ложная парадность как в позе, так и в одежде далека от задач реалистического искусства. Отдельные примеры решения портретов в несколько «приподнятом», монументальном плане продиктованы специфическими задачами, которые под силу решать лишь большим мастерам, так как здесь требуется немалый опыт и мастерство портретиста, чтобы не впасть в ложную напыщенность и фальшь, а потому такого рода работы учащимся не рекомендуются.

Работая над композицией портрета, очень важно за деталями одежды и предметами интерьера «не потерять» общий силуэт фигуры, так как на холсте прежде всего должен быть передан изображаемый человек. Нужно взыскательно относиться и к решению основных тональных масс в постановке.

Как ни различны творческие методы и стилевые особенности выдающихся портретистов, все они базируются на глубоком изучении изображаемых людей, что и дает им возможность реалистически правдиво воплощать свои замыслы на холсте.

У каждого художника свой подход к работе над портретом. Доказательством этого служат сами произведения, в которых мы наблюдаем самые различные композиционные решения, своеобразную технику живописи у каждого автора. Поэтому давать какие-то рецепты — это значит сковывать творческую инициативу студентов, а это в свою очередь отрицательно отразится и на дальнейшей самостоятельной работе художников-педагогов. В то же время надо изучать опыт выдающихся мастеров портретного искусства, их произведения и литературу о художниках. Вот что пишет художник М. И. Курилко о методе работы выдающегося мастера портрета В. А. Серова:

«Валентин Александрович ставил мольберт почти рядом с натурой. Во время работы над портретом он разрешал натуре смеяться, двигаться, разговаривать — словом, держать себя непринужденно. Его глаза не бегали все время от модели к холсту, как это приходится часто наблюдать у наших художников. Серов долго изучал модель, прежде чем начать рисовать, и для него вовсе не составляло труда нарисовать нос, глаз, руку, придать изображению портретное сходство. Он прошел превосходную школу. Серов подолгу всматривался в модель, выискивая то, что ему было нужно для создания задуманного образа, для передачи внутреннего содержания портретируемо го, его индивидуальности, а после у то го поворачивался к мольберту и в течение 10—15 минут работал над холстом, не глядя на сидящего перед ним человека. Затем он отходил от мольберта, сравнивал работу с натурой и опять принимался за дело, пока ему снова не требовалось взять что-то нужное у модели. Он создавал не раскрашенную фотографию, стараясь уловить только внешнее сходство, а творил образ человека, раскрывая его внутреннее содержание» 2.

По свидетельству других художников, известно, что В. А. Серов работал над одним портретом по многу сеансов, а в то же время его работы не создают впечатления «вымученных» изображений, в них чувствуется легкость решения формы, звучность цветовых отношений. Конечно, такой метод под силу немногим даже из художников-профессионалов. Для этого необходимо прежде всего безупречное знание формы живой натуры, исключительное дарование и опыт в передаче виденного на холсте.

Однако и для студента, работающего над портретом, полезно учесть, что гораздо важнее не усаживать натуру в застывшую позу, а прежде всего изучить ее характерные особенности в движении, в разговоре и т. д.

Лучшими образцами портретного искусства являются те портреты, в которых люди не позируют специально, а изображены или в момент их творческого труда, или находящимися в наиболее характерной для них обстановке. В таком портрете передан образ человека, его неповторимые особенности, будь то писатель, артист, художник, рабочий, колхозник и т. д.

Рассмотрим теперь на некоторых примерах, как решались сложные задачи портретного искусства выдающимися мастерами живописи. Портрет актрисы П. А. Стрепетовой работы И. Е. Репина нельзя назвать композиционным. Портрет написан как этюд с натуры. В этом поясном портрете все внимание сосредоточено на лице, передаче душевного состояния актрисы. Все остальное решено очень обобщенно, именно с той целью, чтобы не отвлекать внимания от лица. Этюд ограничен по цвету, но в то же время богат по колориту, построенном в основном на охристых, умбристых и красновато-коричневых тонах. Высокое мастерство художника в передаче характерных черт и умелое использование колорита дали возможность выразить в портрете сложный внутренний мир актрисы — некрасивой, болезненной и необыкновенно талантливой женщины с огромными страдальческими глазами. Очень убедительна лепка формы в условиях бокового света, где холодноватые по тону освещенные места контрастируют с теплыми зеленовато-охристыми тенями. Сам прием широких энергичных прокладок в живописи создает взволнованность, так хорошо отвечающую характеру натуры.

Основным достоинством картины В. Л. Серова «Девушка, освещенная солнцем» является цветовое решение фигуры в условиях пленера, которое так богато по живописи и убедительно в передаче образа девушки и природы. Многочисленные рефлексы от неба и зелени не разбивают формы. Несмотря на то что в черной репродукции не переданы цветовые отношения, уже в тональном решении портрета видна композиция изображения на холсте. Так, темная масса дерева, к которому прислонилась девушка, хорошо оттеняет светлую по тону голову и белую кофточку, которые в свою очередь в теневых местах несколько темнее освещенной лужайки на дальнем плане. Это помогает и пространственному решению живописи. Большое внимание уделено лицу и в особенности глазам, которые написаны очень детально. Более свободна трактовка одежды.

В противоположность портрету Стрепетовой здесь много внимания обращено на общую ситуацию, где связь фигуры с пейзажем составляет основную задачу автора. Несмотря на то что перед нами портрет определенного лица (родственницы В. А. Серова — М. Я. Симанович), эта работа воспринимается как картина, в которой художник прекрасно передал свое непосредственное восприятие зримого мира. Увлеченный передачей света и воздуха, он пишет природу не просто как фон, а в органической связи с человеком. Пейзаж обогащает весь портрет и великолепно гармонирует с образом юной девушки.

Монументально, как памятник великой русской актрисе, решен В. А. Серовым портрет М. Н. Ермоловой. Четкий, цельный силуэт фигуры на фоне светлой стены зала во многом определяет замысел художника. Детальная трактовка лица не разбивает композиционную цельность портрета. Приподнятость общего решения, гордая осанка фигуры актрисы и в то же время простота ее взгляда — все это делает убедительной композицию портрета. Фон написан очень обобщенно, чем подчеркивается цельность изображения фигуры.

Работа Н. А. Касаткина «Шахтерка» — один из блестящих женских образов, созданных художником. На полотне изображена девушка в поношенной одежде, стоящая во дворе одной из шахт. Несмотря на чуть ссутулившиеся плечи, она держится свободно и уверенно. Хорошо передана ее активная, волевая натура. Это — человек, готовый действовать, бороться, защищать свои права. Жизненностью и простотой отличается вся поза. Девушка как бы мимоходом остановилась перед художником и, чуть насмешливо улыбаясь, смотрит прямо на него. Но вместе с тем это изображение типично, оно прекрасно передаст образ девушки из народа. Портрет написан в условиях серого дня, когда нет сильных контрастов света и тени. Темным силуэтом даны косынка и дальний план двора, которые хорошо выявляют светлые по тону места.

Люди труда были главным объектом творчества Н. А. Касаткина. Художник старался изображать те моменты, когда раскрывается внутренняя жизнь его героев, показывал современную ему действительность во всей ее суровой и неприкрашенной правде.

Интересна работа Ф. А. Малявина «Девушка с книгой». С живописной точки зрения картина является наглядным примером таких решений, когда, лицо находится в тени. Очевидно, художник считал, что в этом повороте наиболее выразительно и характерно выявляется вся фигура. Обобщенные теневые места хорошо контрастируют со светлым фоном и очень объемно лепят форму. Прекрасно написаны руки девушки, держащей раскрытую книгу. Очень материально передана одежда, которая везде следует анатомическому строению тела, выявляя его форму. Особенно убедительно передана форма шеи, скуловая часть лица, глазничная впадина, ухо. Падающая на стену тень красиво оттеняет освещенную часть головы и плеча.

Большую портретную галерею крестьян создал А. Е. Архипов. Эти портреты прекрасно передают моральную и физическую крепость народа, его самобытную красоту. Художник применяет очень смелые сочетания ярких топов в одежде. Здесь вполне оправдан свободный, мастерски положенный на холст широкий мазок, который очень объемно передает формы тела и одежды. Многие портреты А. Е. Архипова написаны против света, с контрастными отношениями, где сильные рефлексы от яркой одежды очень живописно передают форму, а колорит служит выявлению художественных образов. Богатством тональных отношений отличается работа А. Е. Архипова «Крестьянка». Натура помещена на темном фоне, четко сопоставлены соотношения тонов освещенной щеки и грани носа к теневым местам лица. Очень свободно, смелыми широкими пастозными мазками написана одежда. Большие темные складки хорошо выявляют форму, обобщая мелкие детали. Светлая юбка и фартук красиво контрастируют с темной кофточкой, имеющей незатейливый узор. Несмотря на то, что натура одета в различную по тонам одежду, вся освещенная часть фигуры в целом светлее фона.

Портрет В. И. Мухиной работы М. В. Нестерова изображает видного советского скульптора в момент напряженного творческого труда. Великолепно переданы энергичные черты ее лица, умный напряженный взгляд, обращенный на создаваемую скульптуру. Уверенны и пластичны движения рук ваятельницы. Мухина вся поглощена творчеством. Колорит портрета ограничен сложным по гамме темно-синим, белым и охристым тонами. Эта работа имеет четко выраженные декоративные отношения больших темных масс к наиболее светлым местам одежды и к скульптуре, над которой трудится В. И. Мухина. Общий композиционный замысел, расположение фигуры в движении и распределение других предметов даны на почти квадратном по формату холсте. Во всех частях портрета живопись четко выявляет форму, одновременно сохраняя большие тональные массы. Эти средства живописи выдающийся художник-портретист использовал для того, чтобы лучше выразить образ увлеченного творчеством человека.

Типические черты советской женщины, активно участвующей в общественной жизни, передал в серии портретов художник Г. Г. Ряжский,

В портрете «Делегатка» дан образ мужественной и волевой женщины-общественницы 20-х годов. Художник изобразил ее в белой кофточке с темно-синим бантом, с красным платком на голове. Она стоит в непринужденной позе, глядя на зрителя, слегка запрокинув голову, словно готовясь выступать. Хорошо выявлены индивидуальные черты женщины. В то же время портрет имеет обобщенное, социальное звучание.

Пример сложного композиционного портрета, уже являющегося, по сути дела, картиной, можно видеть в работе В. П. Ефанова «Дедушка с внучкой». Портрет проникнут человеческой теплотой и интимностью. Работа построена на контрастном сопоставлении пожилого человека и доверчиво прижавшейся к нему девочки. Этому подчинены и контрасты светотени, и цвет. Картина написана с большими обобщениями, хорошо читается силуэтность фигур и сильные цветовые акценты. Воздушная среда смягчает некоторые границы формы.

Большая серия портретов видных деятелей советского искусства написана П. Д. Кориным. Используя в живописи сильные декоративные отношения цвета, ясные и четкие в пластике силуэты фигур портретируемых людей, он создает монументальные, очень выразительные по характеристикам образы. Особенно интересны портреты М. В. Нестерова, М. С. Сарьяна, Р. Симонова и др.

1 А. Михайлов, Михаил Васильевич Нестеров, М., «Советский художник», 1958, стр. 428.

2 Цит. по ст.: А, Лактионов и А. Виннер. Заметки о технике живописи В. А. Серова, «Художник», 1961, № 3, стр. 40,