Рисунок в декоративно-прикладном искусстве
Между рисованием с натуры и декоративным рисованием существует большое различие. Если при работе с натуры вы изображаете природные формы в разных положениях и с различными светотеневыми отношениями и цветовыми оттенками, то в декоративном рисовании эти формы нужно показать в виде определенного орнаментального мотива — условно, стилизованно (обобщение изображаемых фигур с помощью условных приемов).
Таким образом, декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.
Орнамент является выражением различных ощущений и настроений человека. Это достигается за счет композиционного решения, расположения мотива узора в полосе, квадрате, круге и т.п. Полосы орнамента могут быть разделены по-разному: на квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, круги, овалы и т.д. Квадрат создает впечатление покоя, прямоугольник — ощущение тесноты, напряженности. Изменение положения узора влияет на порыв, стремительность, резкость ритма (отличительная особенность орнамента заключается прежде всего в ритмичности повторения мотива). Чередованием различных положений основной детали узора с разными направлениями элементов или с изменением плавности контуров можно добиться ощущения лиричности, мягкости или беспокойства, настороженности.
Определенный характер рисунка и особый строй мотива узора ставят перед вами сложные задачи превращения природных форм в декоративные образы за. счет упрощения элементов. Выполняя задание по поставке узора, вы обязаны как бы забыть то, что предмет имеет объем, находится в пространстве, наделен разнообразием цветовых оттенков в условиях световоздушной среды и т.д. Здесь главное не изображение как таковое, а преобразование реальной формы в задуманный мотив. При этом орнаментальную форму передают плоскостно, даже специально подчеркивают плоскостную условность языка декоративно-прикладного искусства.
Психологическая работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. По такому пути должно идти декоративное рисование.
Необходимо учиться создавать красивые, ритмичные и эмоционально насыщенные композиции как орнаментальные построения, которые позже оказываются основой работы в декоративной отделке изделий. Учитесь также понимать соответствие пластических и технологических качеств материалов.
Строй декоративного рисунка базируется на общепринятых законах композиции. Теория композиции в декоративно-прикладном искусстве разработана на принципах и объективных закономерностях. В общей системе этих закономерностей главное место принадлежит тектонике (от греч. tektonikos, что означает «относящийся к строительству»), включающей такие ценности, как соразмерность частей и целого, весомость формы, напряженность конструктивного материала, иными словами, это зримое отражение в форме всех ее проявлений — пропорций, метрических повторов, характера и т.д.
Композицию декоративного рисунка нельзя рассматривать как заранее заданную форму или определенный набор готовых рецептов построения. Благодаря разнообразию композиционных решений и творческому подходу к вопросам композиции можно создать множество вариантов завершенного целого из одних и тех же элементов, предназначенных для украшения изделия.
Обязательным условием правильного построения композиции в декоративном рисунке изделия служит равновесие отдельных частей. На основе равновесия равномерно распределяют элементы украшения вокруг центра или на одинаковом расстоянии друг от друга.
Контраст в композиции подчеркивает тоновые, цветовые и другие противоположности, встречающиеся в художественном оформлении изделия.
Ритм означает чередование соразмерных элементов декоративного украшения. Характер ритма зависит от количества элементов, повторений светлых и темных пятен рисунка, а также от промежутков между формами и их направлениями.
Для симметричной композиции декоративного рисунка характерна уравновешенность правой и левой или верхней и нижней частей по массе, очертаниям и т.п.
Композиционные поиски при работе над рисунком для какого-либо изделия связаны с учетом зрительного восприятия массы этого изделия. Было бы ошибкой начать рисунок, не продумав и не выработав никаких определенных соображений насчет того, что будешь изображать и как это может выглядеть. Надо приложить все усилия, чтобы как можно лучше представить себе элементарные закономерности формы изделия, которое будешь рисовать. Характер зрительного восприятия массы учитывает размеры и форму изделия, цвет, фактуру и текстуру (естественный рисунок) материала, степень освещенности поверхности и т.д. Отсюда можно вывести понятие, что декоративное рисование есть по существу создание проекта будущего изделия декоративно-прикладного искусства.
Разработка декоративного рисунка изделия осуществляется с учетом эстетических требований в духе сложившихся художественных традиций.
Перед выработкой правильного представления о характере изделия надо уяснить, как построить форму и пропорции. При этом помните об особенности того вида композиции, который избран для решения задачи: фронтальный или глубинно-пространственный. Это очень важно, потому что перед вами выступает необходимый в таких случаях ориентир. Нередко приходится попадать в ситуации, особенно в творческой композиционной работе, когда начало ее подсказывают неожиданные находки из арсенала того, что автор проекта изделия знает и умеет применить. Очень нужную роль в подобных затруднениях играет также исполнение небольшого эскиза. Приступая к эскизу, следует внимательно отнестись к аналогам, виденным некогда в натуре или в иллюстрациях и запечатленным в памяти.
Все эти дополнительные факторы надо собрать в один цельный объемно-пространственный образ, чтобы исчезла отвлекающая от работы мысль о наборе плоских очертаний декоративного изображения. Создав это объемно-пространственное представление, вы сможете, не имея перед глазами ничего другого, сделать декоративный рисунок-эскиз изделия.
Декоративно-прикладное искусство в основе своей немногословно. Окружающая действительность здесь преображается в четкие и емкие символы.
Декоративные композиции создаются подчеркнуто выразительными линиями плоских силуэтов. Даже использование мастером отдельной детали предмета или его упрощенного стилизованного символа дает полное представление о предмете.
Что становится темой декоративных, композиций?
Сюжеты сами собой возникают, если наблюдать жизнь и природу. Любые события, исторические факты, явления природы — вот далеко не полный перечень тем для декоративного рисунка изделия. Вы умеете рисовать с натуры, совершенствуете свои умения и навыки, поэтому должны каждый день что-нибудь интересное занести в альбом в виде наброска или зарисовки.
Активнейшим средством построения орнаментальных композиций является цвет. Декоративное рисование вообще немыслимо без цвета. Мы видим цвет, живем среди него.
Все наши зрительные ощущения базируются на этом замечательном природном явлении. С цветом связывают само существование жизни.
Овладеть цветовым тоном, всеми закономерностями цветоведения — ваша учебная задача, очень серьезная и существенная. Ведь в декоративных изделиях главную роль должно играть преобразование цвета в свет без изображения светотени. Лучшие изделия ювелиров сияют морем света, а между тем там нет ни одной падающей тени. Впечатление света рождается в органе зрения в результате оптического сложения цвета насыщенных хроматических пятен. Это свет, продуцируемый примененными естественными и искусственными пятнами цвета.
Психологическое воздействие цвета было замечено человеком, когда был замечен и сам цвет. А потом началось применение цвета для определенных целей. Ведь окраска предметов, одежды, архитектуры, воинских доспехов была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, раззолоченные культовые предметы в храме и ослепительные одеяния жрецов или священником приводили верующих в благоговение, священный экстаз, восторг, трепет; римские и византийские императоры облачались в пурпурные одеяния с обилием золотых с драгоценными камнями украшений, и эти привилегии их вызывали у подданных дрожь и чувство собственного ничтожества; воины в боевых нарядах у себя вызывали возбуждение, а у противника — страх и т.п.
Существует биологическая врожденность предпочтений цветов. На такое предпочтение лишь незначительное влияние оказываю художественное образование, различие в поле, принадлежность к разным расам и культурам. Более верным способом изучения цветовых предпочтений может служить исследование художественного творчества, например декоративно-прикладного искусства. В этой области цветовые симпатии проявляются достаточно непосредственно, и в то же время всякий цвет включен в композицию, связан с материалом и фактурой, т.е. на этих объектах можно изучать не переработанный, а живой цвет, в процессе его взаимодействия с человеком.
Формообразование каждого изделия должно определяться прикладным назначением вещи. Так как ее польза определена, обозначены полные, связные очертания всей формы, то художник-прикладник наделяет изделие художественными качествами. Данное творческое отношение к изделию осуществляется декором, изобразительными видами которого служат сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление.
Изображение, выступающее как символическое, не связано с передачей действия, а обозначает какую-либо идею, понятие, символ, аллегорию. Например, каждый город России имел свой герб —символическое изображение. Ордена и нагрудные знаки — тоже декоративные символы.
Еще один, пожалуй, самый определенный в декоративно-прикладном искусстве вид украшения изделий — орнамент.
Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, составленный из ритмически чередующихся элементов растительного и животного мира, а также геометрических форм. Главной особенностью орнамента кроме ритма является стилизация, т.е. декоративное обобщение всевозможных природных форм путем упрощения их рисунка.
Появление орнамента в первобытную эпоху, вероятно, было вызвано стремлением древних предков современного человека упорядочить с помощью украшающих элементов (зигзагообразные линии, ромбы, концентрические круги и т.п.) внешнюю примитивную форму сосудов из глины. Возможно, что идею узора первобытный человек «подсмотрел» у сплетенной из лозы корзины. Во всяком случае, многочисленные археологические находки в местах раскопок первобытных стоянок подтверждают вероятность именно такого происхождения орнамента.
Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.
Орнамент отличается чрезвычайно разнообразными мотивами, характер которых зависит как от природных условий, так и национальных образов, представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм узбеков.
Орнаменты подразделяются на плоские и рельефные. В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса).
Существенной особенностью орнамента служит четко выраженный ритм. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носи г название мотива, или раппорта.
Одномотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одномотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр». Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.
В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.
Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму. Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.
Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.
Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.
Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.
Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розеты.
В русском национальном орнаменте северные мотивы (снежинки, клюква, ели, олени) с применением мягких оттенков цвета сильно отличаются от мотивов центральных районов России, в которые вводят пышные цветы и яркие контрасты цвета.
Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.
Орнамент выполняется самыми разнообразными техническими средствами: всевозможные росписи, гравировка, резьба, вышивка, ткачество и т.д.
Выполняя декоративный рисунок-проект художественного изделия, вы должны «прочувствовать» всю внешнюю форму, облик вещи.
Если вы «видите» у себя на листе бумаги будущее изделие, значит, у вас есть цель и есть мера, а действия освещены единым смыслом.
Нужно особенно подчеркнуть, что представление об изделии должно быть цельным. Для этого надо заставить действовать внимание, суждение, память и пространственное воображение.
Практическое заданиеСделайте наброски и зарисовки с натуры какой-то интересной ветки с листьями, куста, букета цветов.