Теория складок на материи одежды. Часть 8-я
Художником, наиболее чувствующим функциональность, то есть действующие силы и образовывающиеся напряжения в человеческой фигуре, был А. Менцель. В его штриховых рисунках с исключительной организованностью и темпераментом выражено движение.
Рассмотрим несколько рисунков Менцеля.
Первый рисунок изображает молодого человека с письмом в пассивно опущенной руке (рис. 32). Строящие рукав, сильно наклоненные вниз штрихи, у ключицы лежат на уходящей от нас поверхности, часто разрежаясь на обращенную к зрителю сторону, и тем выражают поворот поверхности с груди на рукав. В это же время с круглой спины более горизонтальные штрихи переходят на рукав и поперечными линиями выражают кривизну трубы рукава; но эти штрихи, попавши на рукав, очень скоро начинают склоняться вниз, и последний нижний штрих этой группы дает бегущий вниз зигзаг, говорящий о том, что рука опущена, и рукав висит, подчиняясь силе тяжести.
На задней стороне рукава функция тяжести утверждается еще несколькими вертикальными штрихами, и, наконец, на обшлаге рукава, как в месте наибольшего подчинения силе тяжести, эти вертикальные штрихи выражены особенно энергично. Складки юбки кафтана сзади рукава черными углублениями тяжело и совершенно отвесно падают вниз. Штриховка поперек гребней этих складок, выражая загиб и растяжение, склоняется вниз, как бы подчиняясь тоже силе тяжести.
Но в следующих кзади складках момент спадания уже не так силен, они держатся более крепко, да их поддерживает еще и шпага. И штрихи выравниваются в более горизонтальное направление, а благодаря пересечению в нескольких местах группами штрихов почти перпендикулярного направления эта сила тяжести и совсем нейтрализуется, что по контрасту усиливает еще больше выражение тяжелого спадания двух малых складок.
На втором рисунке центральная фигура изображена в ватном кафтане, характерную форму которого и фактуру верно передают короткие пересекающиеся штрихи, направленные на торсе главным образом по окружности фигуры (рис. 33). Рука с тростью здесь в противоположность предыдущему рисунку очень активна: штрихи, образующие круглое плечо, переходят в том же направлении на рукав, образуя только вдавленность прямой складки на месте, где рукав вшит в стан. Навстречу этим штрихам от локтя, как от центра, бегут радиальные складки, делающиеся диагональными на боковой поверхности рукава и собирающиеся в другой центральный узел под мышкой. Несколько редких штрихов, идущих снизу по окружности верхней части рукава, утверждают его округлую форму. Очень характерна штриховка на шляпе, выражающая загиб полей. На левом бедре нарисованы радиальные складки, идущие от колена.
На рисунке, изображающем офицера, бегущего в атаку, форма выражена художником несколько иначе, чем в предыдущих двух (рис. 34).
Во-первых, фигура в тени и многие места нарисованы почти сплошь черным пятном. Левая штанина диагональными штрихами очень активно движется при согнутом колене. Развевающиеся фалды проштрихованы в направлении движения, но максимум динамичности мы видим в вытянутой вперед правой руке, которая заштрихована в двух направлениях: наклонном, выражающем поднятие руки (причем, тут образовались складки), рядом с которым можно было бы ожидать поперечных штрихов, характеризующих цилиндричность рукава. Но нет, художник в данном случае пренебрегает объемностью, ему надо создать предельно выразительный жест — это важнее, и штрихи ложатся вдоль руки и тем выражают молниеносную стремительность. Штрихи эти только несколько сжимаются сверху и снизу рукава и тем, усиливая в этих местах тон, создают впечатление округлости этого рукава.
В верховой фигуре с помощью диагональных складок на спине прекрасно передано винтообразное движение торса офицера, обернувшегося к прискакавшему начальнику, а в юбке кафтана очень внимательно штрихами показана разница между лежащей на седле задней ее частью и свободно свисающим боком (рис. 35).
Кончаем наш анализ штрихового метода Менцеля рассмотрением фрагмента рисунка, с исключительным ощущением динамики передающего женскую фигуру в реверансе (рис. 36). По отклонившимся фижмам, подол которых от приседания коснулся пола и об него как бы задержался, и по складкам, свободно спадающим со спины и сломавшимся внизу у шлейфа от легкого движения таза назад, зритель ярко ощущает реальность движения, так художественно выраженного.
Зная теорию складок, рисуя с натуры человека в одежде, нужно понимать причину образования каждой формы складки, не оказываться как перед чем-то неожиданным, а сознательно представлять себе, как должна себя повести материя в зависимости от той или другой позы и движения изображаемой фигуры человека.
1940 г.