Биография Чистякова Павла Петровича
«Техника – это язык художника; развивайте её неустанно, до виртуозности. Без неё вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту.»
Чистяков П.П.
Жизнь Павла Петровича можно найти лишенной красочных ярких событий, как часто бы хотелось увидеть у художников или выдающихся людей, ее можно счесть банальной или ничем не отличающейся от других, однако это не так. Чистяков обладал бесконечно интересным внутренним миром, оригинальными взглядами на жизнь и творчество, искусство и живопись в целом. Именно его душа и поступки заслуживают огромного уважения, которое начали проявлять к нему уже с юношеских лет.
Родился художник в скромной семье крепостных крестьян генерал-майора А. П. Тютчева, дальнего родственника блестящего поэта Ф. И. Тютчева, с детства был не балован и научился усердно трудиться, благодаря родителям и окружающей его обстановке. Именно она закалила его характер и выдержку, которую он впоследствии успешно применил для своей будущей работы. С самого раннего возраста маленький Павел интересовался живописью, а также самыми разнообразными вещами, такими как: «почему летит птица, а гусиное перо только по ветру». Его внимательность и стремление к знаниям дали ему раннее понимание основ художественного образования: что такое перспектива, а главное – ощущение мира – огромного, необъятного и невероятно интересного настолько, что он заслуживает его запечатления на бумаге или холсте. Первым эскизом Павла Петровича была деревянная колокольня, углом стоящая к зрителю.
После окончания училища с золотым отличием Чистяков поступает в Академию художеств, где вспоминает заново все классы, рисуя головы с оригиналов и гипсовые, далее обнаженную фигуру, что быстро надоедает ему – так художник начинает воспринимать бездумное повторение в негативном цвете, перестает посещать большинство лекций и начинает учиться самостоятельно, беря большинство знаний исключительно из собственной работы. Благодаря такому подходу у Павла Петровича появляются первые ученики (баринки Смирновы), которым он дает частные уроки, тем самым нарабатывая бесценный опыт уже в юношестве, а уже к концу обучения в Академии он становится известным преподавателем. Примечательной была его работа в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где он славится своей оригинальностью и самобытностью, на него начинают равняться и смотреть с уважением следующие поколения художников.
В возрасте 25-и лет Чистяков был удостоен серебряной медали первого достоинства за этюд с натуры, что дает ему возможность для получения золотой медали. Так он приступает к композиции, которая положила начало настоящей русской исторической живописи, несмотря на свои безусловные академические рамки, «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».
Затем живописец посещает Италию, красота которой настолько очаровывает его, что он с вдохновением пишет несколько картин: «Джованнина», «Голова чочары» и «Римский нищий» – позже попавшими в Третьяковскую галерею, Академию художеств Петербурга и Русский музей, а затем принимается за свою самую объемную и так и не завершенную работу – «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», над которой работает всю свою оставшуюся жизнь.
Далее Чистяков полностью посвящает себя Академии художеств, становится преподавателем и привносит свои взгляды на живопись в массы и непосредственно своим учениках, которые как и специалисты того времени начинают понимать, что система обучения начинает себя изживать, а Павел Петрович искусно преодолевает ее, аргументируя недееспособность старой: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте её сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что... Всё, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает. Нужно жить, шевелиться, хотя на одном месте, да шевелиться». Так он образовывает так называемую свою школу «чистяковцев», которых он обучает своим методом «поиска таланта»: если он видел, что в человеке есть искра, незамедлительно начинал развивать ее, но не рутинных уроках, а с помощью индивидуальных занятий уже в своей мастерской.
Несмотря на его любовь к шутливым поговоркам, Чистяков был жестким педагогом, что отмечалось всеми учениками. Самым большим недостатком Павел Петрович считал самодовольство, часто присущее художникам, а формулой его подхода можно считать цитату: «Чувствовать, знать и уметь – полное искусство»
Его отдача преподавательской деятельности заметно сказалась на скудности создаваемых им шедевров, коим стала картина «Боярин», после нее художнику больше не удается сделать нечто столь же потрясающее. Однако это не умаляет ни в коей мере его вложения в живопись в целом.
Его учениками были такие выдающиеся художники, как В. И. Суриков, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, И. Е. Репин, В. А. Серов и другие – все они безупречно переняли философию Чистякова: «Надо как можно ближе подходить к натуре, но никогда не делать точь-в-точь: как точь-в-точь, так уже опять непохоже. Много дальше, чем было раньше, когда, казалось, совсем близко, вот-вот схватишь», он обучал не только обязательным знаниям, но и давал живописцам веру в себя, а главное – оригинальный взгляд на мир – он открывал его перед ними как нечто неизведанное, необъятное и бесконечно красивое.
Павел Петрович, безусловно, был выдающейся фигурой, как художественного образования, что, пожалуй, более значимо в его деятельности, так и русской живописи. Его жизнь и работу можно считать невероятно плодотворной и уникальной, что было отмечено всеми вышедшими «из под его пера» учениками, а также специалистами и критиками. Скончался гениальный преподаватель и основоположник русской исторической живописи в Детском селе (в настоящее время город Пушкин в Санкт-Петербурге) 11 ноября 1919 года.