Краткосрочные этюды в различной технике

Наряду с длительными по времени заданиями, которые составляют основу обучения живописи, студентам приходится выполнять и краткосрочные этюды. Этюд, решенный в короткий срок (2—3 часа), помогает подметить в натуре и передать на холсте основные тональные и цветовые акценты, а это в свою очередь очень важно сохранить и в работе над длительным заданием, так как на холсте большого размера гораздо труднее передать взаимосвязь живописных отношений, отличающих данную постановку.

Кроме своей вспомогательной роли в решении ряда учебных задач, краткосрочные этюды занимают особое место в овладении техникой живописи. Работа над этюдами обогащает изобразительные средства художника. Кратковременный этюд требует определенной лаконичности в передаче натуры, обобщенной трактовки формы, так как должен показать самое существенное б изображенном человеке. Работа над такими этюдами, проводимая студентами самостоятельно в самых различных условиях (особенно при сборе материала для композиции), развивает наблюдательность, остроту глаза, способность чутко воспринимать цветовые отношения в натуре.

Будь то длительная работа или краткосрочный этюд, студенту необходимо направлять свое внимание на объёмно-пространственное восприятие натуры. Нужно избегать плоского изображения (например, при изображении натуры в профиль), которое нельзя оправдать условиями освещения. Краткосрочный этюд, выполненный средствами живописи, должен сохранить ту убедительность цветовых отношений, которая имеется в натуре.

Рассматривая в музеях этюды выдающихся мастеров, мы часто восхищаемся той легкостью и свободой в живописи, которая присуща тому или иному художнику. Но это далось мастеру только большой практикой в живописи, благодаря которой приобретаются навыки свободной передачи характера живой формы. Не впадая в манерность и подражание, студенту, овладевающему живописью, также нужно стремиться к уверенности и выразительности мазка, так как чрезмерно кропотливое, вымученное письмо делает этюд сухим, безжизненным. Никак нельзя рассматривать быстрые этюды как отдых между длительными постановками. Это ведет к рыхлости рисунка, к приблизительности в передаче тональных и цветовых отношений.

Работая над длительной постановкой, студенты имеют возможность вести работу последовательно, делая подготовительный рисунок, подмалевок, выявляя форму и, наконец, обобщая некоторые детали. В кратковременном же этюде нет возможности разграничить все эти задачи, а приходится сразу, одновременно с рисунком, обобщенно лепить форму тоном и цветом. Краткосрочные этюды фигуры помогают овладению определенными техническими навыками в живописи.

Наибольшее значение приобретают различные этюды фигуры в период сбора натурного материала к дипломной работе в области живописи. К этому времени студент уже должен свободно владеть кистью в быстрой передаче на картоне или на холсте нужного персонажа в короткий срок. Достичь этого можно лишь постоянной практикой.

Надо больше делать краткосрочных этюдов в период летней практики на природе, на производстве и, наконец, в домашних условиях, изображая людей различных возрастов, с различными характерными особенностями.

В стенах института, в частности, рисунок и живопись детской фигуры специально не изучается, поэтому нельзя упускать возможность практиковаться самостоятельно в работе над этюдами, например, школьников.

В изображении детей нужно избегать надуманности, слащавости, умиления. Надо стремиться к передаче в этюде жизненности и простоты. Очень интересными и нужными для композиционных работ могут быть этюды, изображающие школьников, занятых определенным трудом и во время отдыха.

В процессе обучения большинство учебных постановок и домашних заданий выполняются масляными красками. Кроме выполнения длительных по времени заданий, студенты пишут эскизы длительных постановок, а также кроткосрочные этюды маслом как упражнения в обобщенном решении характерных особенностей натуры.

Практические навыки, полученные в кратковременном этюде, безусловно, обогащают и процесс живописи в длительной постановке.

Наряду с кратковременными работами маслом студентам в период обучения на старших курсах необходимо выполнять как в стенах института, так и в домашних условиях этюды головы и фигуры акварелью, гуашью и темперой.

Учителю рисования нужно хорошо владеть этими материалами уже потому, что акварель и гуашь широко используются в школьной практике. Навыки, приобретенные при работе над этюдами фигуры в этих материалах, необходимы, конечно, и для творческой работы будущего художника-педагога.

Для работы акварелью делают сначала на бумаге легкий линейный рисунок всей фигуры натурщика. Затем наносят акварелью прокладки больших поверхностей как предварительную цветовую подготовку для последующих покрытий. За одно покрытие в акварельном этюде трудно достичь необходимой силы тона. Но нужно стараться сокращать число покрытий. В противном случае акварель теряет прозрачность, появляются грязные места. Этюд фигуры лучше начинать с мест, имеющих активные и легко определимые цветовые пятна, от которых зависят основные живописные отношения. В акварели приходится вести этюд от светлого к темному. Первым слоем покрывают большие поверхности формы. Последующие прокладки определяют полутона, рефлексы и, наконец, наиболее сильные теневые участки.

Таким путем постепенно достигают в этюде передачу формы головы или всей фигуры. Разумеется, в портретном этюде более детально нужно написать голову, руки.

Одежда может быть выполнена свободнее, с передачей лишь основных крупных складок. Если натурщица одета в костюм с узорами, то вначале нужно сделать общую заливку более светлым тоном, а после того, как он подсохнет, нанести узор, подчиняя его форме складок.

Кроме работ с подготовительным рисунком, нужно делать и кратковременные этюды с натуры кистью, без помощи карандаша. Наметив кистью лишь самые основные формы, обобщенно решают освещенные и затемненные участки фигуры. Хорошо делать, например, акварельные наброски фигуры, расположенной в интерьере против света, когда обобщенно читается силуэт. Такой этюд можно решить крупными заливками теневой части фигуры. В акварельных этюдах часто работают «по влажному», когда на непросохшую первую прокладку цветом наносят мазки. Однако такая техника хороша не везде. Если этот способ уместно применить, например, в передаче легких складок на одежде натурщика или в предметах интерьера, находящихся в тени, то в изображении головы или рук он не пригоден, так как здесь нужно добиться четкого выявления формы.

В акварельных работах корпусно лучше писать освещенные места фигуры, а более лессировочно, сочнее передавать теневые участки. Это будет способствовать убедительности изображения живой формы, ввиду того, что в натуре в освещенных частях отношения всегда контрастнее и четче, чем в тени.

Небольшие акварельные этюды фигуры необходимо выполнять колонковой кистью, отличающейся по сравнению с другими упругостью. Это позволит разнообразно вести технику письма, сочетая корпусные мазки с водянистыми покрытиями.

Этюд обнаженной натурщицы
Б. А. Серов. Этюд обнаженной натурщицы. Акв.

Работу над этюдами лучше вести на плотной бумаге, натянутой на планшет. Лишь мелкие цветные акварельные наброски можно делать на отдельных листах без наклеивания.

В первых этюдах акварелью нужно избегать натуры в пестрой одежде с мелкими узорами. Такая постановка сильно усложнит живописную задачу, так как трудно сохранить ощущение цельности общей формы при дробности рисунка на костюме.

Иногда в работе акварелью применяют гуашевые краски, главным образом белила, и ведут живопись смешанным способом, выявляя гуашью более корпусно и плотнее светлые участки изображения.

В помещенных в этой книге акварельных этюдах мастеров можно видеть, как умело использовали они возможности этой техники в решении творческих задач.

Акварель В. И. Сурикова «Девушка с гитарой» передает фигуру цельным силуэтом на белом фоне. Детально написаны голова, руки, а сложное по тонам голубовато-серое платье выполнено очень легко и свободно в передаче формы.

В крупном по размеру этюде В. А. Серова «Натурщица» фигура написана в довольно сложной, но выразительной по пластике позе с красивым поворотом головы. Освещенные места фигуры выполнены корпусными прокладками с гуашевыми белилами. Этим же способом написано и белое платье, лежащее на коленях натурщицы, и небольшая часть фона. Теневые участки лишь слегка прикрыты акварелью, так как серовато-охристый цвет бумаги уже сам по себе составляет достаточный контраст к освещенным местам.

Большие тональные прокладки теневой части головы, спины и рук очень обобщенны и определенны по своему силуэту и имеют едва заметные тонкие цветовые градации.

Наиболее темным тональным пятном читается большая по массе, широко написанная драпировка, Освещенная часть головы оттенена довольно темным пятном фона, а теневая часть попадает на более светлый участок. Поэтому хорошо чувствуется определенное расстояние между натурой и фоном.

Этюд написан очень условно и сдержанно в передаче цветовых отношении, но с большим разнообразием в тоне. Предметы интерьера намечены очень обобщенно и хорошо согласованы с постановкой.

Во втором этюде В. А. Серова, выполненном с женской натуры, тональные контрасты в основном использованы на выявление пластики обнаженной фигуры, которую хорошо выделяет падающая на фон тень.

Акварель С. В. Иванова «В поисках работы» показывает идущую в полдень группу крестьян. Освещение передано путем контрастных отношений света и тени, хорошо выявляющих форму. Этюд написан очень уверенно и легко, с умелым использованием свойств акварели.

Живопись фигуры гуашью представляет для студентов значительную трудность, так как после высыхания краски сильно светлеют и требуется большая практика, чтобы писать с расчетом на высыхание, предугадывая нужный тон.

В поисках работы
С. В. Иванов В поисках работы. Акв.

Но овладеть навыками в живописи фигуры этой техникой необходимо.

Гуашевые краски лишены прозрачности, они обладают кроющей способностью, ввиду чего дают ровное покрытие и матовую бархатистую поверхность,

В гуаши трудно передавать тонкие тональные переходы тела человека, моделировать форму, использовать богатство живописных отношений, которые имеются в натуре. Однако, несмотря многие затруднения в работе гуашью, в этой технике также можно применять разнообразные приемы. Так, в работе над этюдом одетой фигуры нужно использовать живопись мазком, сочетать тонкослойные и пастозные покрытия. При этом работать можно только колонковыми кистями или щетинными, но не беличьими.

В живописи гуашью не надо заботиться о том, чтобы сохранять чистой бумагу для решения освещенных участков, так как гуашевые белила в смесях с различными цветами легко перекрывают уже закрашенные поверхности. Поэтому гуашью удобно наносить, например, узор при изображении натурщицы в национальном костюме.

Рассматривая произведения выдающихся мастеров, можно видеть, насколько различно использована ими техника гуаши.

Большие возможности представляет работа над живописью фигуры в технике темперы. Преимущество темперных красок перед гуашью состоит в том, что они почти не высветляются при высыхании и имеют звучные цвета, так как приготовлены на эмульсионных связующих веществах, куда входит масло.

Ввиду того что в темпере разбавителем является вода, эта техника позволяет применять многие приемы, свойственные акварели и гуаши, но имеет и свои особенности.

В живописи головы и фигуры хорошо использовать такие приемы, как письмо «по сырому», многослойную живопись, живопись раздельным мазком и технику «а la prima», когда нужно взять цветовые отношения сразу во всю силу, решая форму свободными мазками, без расчета на дальнейшую прописку.

Темперные работы обычно отличаются декоративностью живописной трактовки. Это нужно учитывать и в самой постановке, подбирая поворот фигуры, освещение и аксессуары с крупными тональными массами. Темпера позволяет быстро и широко раскрывать в цвете большие участки холста, лаконично, хотя и несколько условно, передавать теневые и освещенные места предметов, крупные складки одежды и драпировок, а также обобщенно решать фон. В соответствии с этими задачами и размер холста нужно брать не меньше 50х70 см. Кроме того, темперой хорошо работать на картоне и на плотной, натянутой на планшет бумаге.

В начале этюда работу лучше вести без белил, а применять их в конце в смесях для корпусного решения освещенных мест. Живопись темперой позволяет очень убедительно передавать форму при верно взятых цветовых и тональных отношениях. Кисти нужно применять колонковые (как круглые, так и плоские) и щетинные. Ввиду сложности этой техники и ограниченности времени по всему курсу живописи студентам-заочникам художественно-графических факультетов можно ограничиваться этюдами одетой фигуры, так как в живописи обнаженного тела труднее достичь в темпере мягкого соединения тонов в передаче живой формы.

Работая над этюдами в различной технике, основной целью нужно считать передачу натуры, а различные особенности красок художник должен использовать как вспомогательные средства живописи.