Рисунок и его значение в пейзажной живописи

Совершенное владение техникой рисунка имеет огромное значение в пейзажной живописи, являясь её первоосновой. Работа пейзажиста над этюдом или картиной начинается с рисунка. Очень верно сказал о значении рисунка в живописи А. А. Дейнека: «Моя работа над картиной всегда начинается с рисунка. Я делаю углем или карандашом первый набросок на бумаге, в котором графически выражаю идею задуманного произведения, держа все время в уме и композиционный строй и цветовую гамму произведения, над которым начинаю работать. Вот это графическое выражение идеи произведения я набрасываю на бумаге и одновременно нахожу в наброске композиционный строй. Затем делаю ряд последующих набросков, в которых устанавливаю и уточняю форму. С этого начинается моя работа над картиной». По справедливому мнению Дейнеки, «живописец должен в совершенство владеть рисунком. Ведь недостатки в рисунке всегда ведут к небрежному отношению к форме, а это в свою очередь приводит к крайне неряшливо и небрежно исполненной живописи» (1).

Совершенство владения рисунком может быть достигнуто лишь систематической, каждодневной работой над ним. При этом художник накапливает опыт, технические знания и приемы. Необходимо изучать технику рисунка мастеров прошлого и настоящего — это расширяет кругозор художника и помогает ему ознакомиться с разнообразными приемами рисунка, научиться владеть различными материалами, применяемыми в рисовании, узнать возможность этих материалов на деле.

Владение рисунком требует отличного знания свойств и особенностей отдельных материалов, посредством которых выполняется рисунок. Знание их необходимо для того, чтобы уметь извлечь из этих материалов все положительные качества, сделать их послушными руке художника. Твердый или мягкий графитовый карандаш, соус, сангина, простой и прессованный уголь, тушь, цветные мелки обладают разными свойствами, ценными для рисунка, и умение ими пользоваться в полной мере совершенно необходимо для художника.

  1. — А. А. Дейнека. Учитесь рисовать. М., издательство Академии художеств СССР, 1961.