Синие красящие вещества

Ультрамарин является наиболее распространенным пигментом. Он известен в виде двух различных по своей природе красок: настоящего природного ультрамарина, извлекаемого из минерала ляпис-лазурь, или лазурит, обладающего красивым глубоким синим цветом, светоустойчивого и прочного, и искусственного ультрамарина, вырабатываемого в заводских условиях довольно сложным путем из смеси серы, каолина, древесного угля, соды и кремнезема.

Искусственный ультрамарин обладает превосходным лазурно-синим цветом различных оттенков. В смеси с маслом он высыхает хорошо и берет его от 32 до 52 %. Стирать искусственный ультрамарин следует с облагороженным ореховым или подсолнечным маслом, достаточно обесцвеченным и уплотненным на воздухе и солнце. При этом к пасте добавляется не менее 7 частей воска. Ультрамарин вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, но его следует очень осторожно соединять с желтыми и красными кадмиями (в особенности с теми из них, которые содержат посторонние примеси), так как от этого он приобретает склонность к почернению.

Кобальт синий обладает красивым чисто-синим цветом различных оттенков: от светло-голубого до темно-синего. По своей природе это искусственно приготовленный минеральный пигмент, получаемый из соединений кобальта, глинозема, сернокислого цинка, фосфорнокислого натрия, фосфорной кислоты и кальцинированной соды. Кобальт синий вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с большинством красок, но его не следует смешивать с краплаком, так как с ним он быстро темнеет. В сочетании с желтыми кадмиями, содержащими свободную серу, синий кобальт также темнеет. С маслом он смешивается хорошо и берет его от 65 до 76 %. Высыхая в смеси с маслом, красочный слой кобальта сильно сжимается, что нередко служит причиной появления мелких трещин. Объясняется это тем, что кобальт, обладая сильно выраженными свойствами сиккатива, в значительной степени ускоряет высыхание масла. Поэтому его надо стирать с хорошо уплотненным, медленно просыхающим подсолнечным маслом и наносить на холст тонкими слоями. Как все краски синего цвета, синий кобальт очень сильно реагирует на пожелтение масла и изменяет свой первоначальный цветовой тон на зеленоватый; во избежание этого его следует стирать, только с уплотненным подсолнечным маслом или с пентаэфирами этого масла.

Целиновая лазурь, или церулеум, — искусственно приготовляемый минеральный пигмент превосходного небесно-голубого цвета, по своему составу являющийся одним из соединений кобальта, содержащих олово. Церулеум вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях с другими красками. Обладает одной особенностью, делающей его очень ценной для живописи краской: его зеленовато-голубой тон совершенно не меняется при искусственном освещении.

Сине-зеленая кобальтовая окись — минеральный пигмент красивого светло-синего цвета с зеленоватым оттенком, искусственно получаемый из солей кобальта, окиси хрома и окиси алюминия. Вполне светоустойчив, прочен и стоек, как в чистом виде, так и в смесях. С маслом стирается хорошо и берет его от 30 до 40 %.

Зелено-синяя кобальтовая окись — минеральный пигмент красивого светло-зеленого с синеватым оттенком цвета, искусственно приготовляемый из солей кобальта, хрома и окиси алюминия. Он вполне светоустойчив и прочен как в чистом виде, так и в смесях. С маслом высыхает хорошо и берет его от 13 до 24 %.

Парижская, или берлинская лазурь — искусственно приготовляемый пигмент превосходного темно-синего цвета различных оттенков: от светлого до темного. Является по своему составу соединением, получаемым из железисто-синеродистого калия и железного купороса. В смеси с маслом высыхает удовлетворительно и берет его до 80 %. Светоустойчив, но его не следует смешивать с цинковыми белилами, так как от этого он обесцвечивается. Не рекомендуются сочетания с желтыми и красными кадмиями, окисью хрома, изумрудной зеленой, охрами и жженой сиеной, так как эти смеси способны к сильному потемнению.

Многие советские мастера живописи, хорошо зная крайне неблагоприятное поведение берлинской лазури в соединении со многими красками, совершенно не применяли ее (В. Н, Бакшеев, П. П. Кончаловский, А. В. Куприн).