Форма и величина цветовых пятен

Существенным фактором, определяющим качество цветовой гармонии, является соотношение цветовых пятен по занимаемой ими площади. Существует определенное пропорциональное соотношение площадей пятен, необходимое для достижения целостности и единства цветового впечатления при одинаковой насыщенности и светлоте. В случае же контраста по светлоте закон пропорциональности величины пятен приобретает еще большую силу. Так, например, для уравновешивания большого сильно высветленного цветового пятна будет достаточно в несколько раз меньшего по площади, но контрастного к нему по цветовому тону насыщенного пятна. Пропорциональность цветовых пятен определяет, кроме того, общий цветовой тон и будет при этом зависеть от типа гармонии.

Сочетание одних и тех же четырех цветов, в одинаковом количестве, но разделенных на более крупные или на более мелкие квадраты, будет производить различное впечатление.

Таблица 25. Сочетание четырех крупных квадратов, как правило, лишено цельности. Таблица 26. Те же самые цвета, что и на таблице 25, данные в меньших квадратах, создают уже более целостное впечатление

Сочетание четырех крупных квадратов Данные в меньших квадратах, создают уже более целостное впечатление

Если плоскость картины разделена на четыре равные и ровно окрашенные части, то главная роль в создании общего цветового впечатления принадлежит принципам гармонии. Многое зависит от того, какие цвета участвуют в сочетании. Но при этом, как бы удачно ни были подобраны цвета, достижение общего цветового единства будет затруднено, так как каждый цвет воспринимается обособленно и взаимодействие между ними будет лишь в зоне соприкосновения. Эффект цветового единства будет возрастать по мере увеличения расстояния между зрителем и картиной.

Таблица 27. Те же цвета, что и на таблицах 25, 26, еще более раздробленные, в силу законов оптического смешения создают общий цветовой тон, отличный от общего тона предыдущих таблиц Те же цвета, еще более раздробленные

Плоскость картины разделена на еще большее число квадратиков, которые окрашены в те же цвета и расположены в том же порядке. Общий цветовой тон картины в подобных случаях возникает при любых сочетаниях, ибо каждый цвет, дробясь на меньшие цветовые пятна, утрачивает свою насыщенность, вместо нее все более отчетливо выступает общий цветовой тон как результат пространственного смешения цветов.

Эту закономерность особенно активно использовали и сознательно положили в основу своей техники импрессионисты и неоимпрессионисты, которые величину мазка стремились привести в соответствие с размером картины: «Размер мазка, пропорциональный величине картины и однообразный на самой картине, нужен для того, чтобы на определенном расстоянии легко получалась оптическая смесь разобщенных красок», — писал П. Синьяк.

Существенным моментом, определяющим выразительность цветовой гармонии, является и фон, на котором воспринимается та или иная комбинация цветов. Видимо, существуют определенные количественные отношения между изображением и фоном, которые, однако, не могут быть сведены к элементарной пропорциональности. Небольшой рисунок орнамента, в котором, допустим, удачно найдены гармония цветовых пятен и их отношение к фону, будучи точно увеличенным в несколько раз, вдруг теряет свою гармоничность вследствие того, что фона оказывается очень много и он создает пустоту вокруг изображения или назойливо «лезет вперед». Очевидно, с изменением условий восприятия происходит и изменение роли тех или иных цветовых пятен и их отношений между фоном и изображением.

Для качества цветовых сочетаний небезразлично, как будут располагаться цветовые пятна на плоскости, в какой последовательности. Неуравновешенность или однообразие их ритмичного распределения будет производить иной эффект, нежели организованное сопоставление. Разное впечатление производят несколько расположенных в ряд цветовых квадратов и имеющая свой внутренний смысл ритмика цветовых пятен, заключенных в предметно-изобразительную форму. Простое сочетание чередующихся цветных квадратов всегда будет менее выразительным, чем сочетания тех же цветов в том же количестве, но заключенных в определенную форму и обладающих благодаря тому дополнительной предметной выразительностью.

Практически мы не встречаемся с такими ситуациями, когда какой-либо цвет занимает все поле зрения. Цвет всегда воспринимается в определенных очертаниях, то есть имеет определенную плоскостную форму, и качество цвета или комбинация цветов будет зависеть от этой формы.

В. Кандинский высказал ряд интересных и правильных наблюдений в этой области: «Эта неизбежная связь между краской и формой приводит к наблюдениям над воздействиями, которые форма причиняет краске... Треугольник желтого, круг синего, квадрат зеленого, опять тот же треугольник зеленого, круг желтого, квадрат синего и т. д. Все это совершенно различно действующие существа. При этом легко заметить, что некоторые краски подслуживают в своем воздействии некоторым формам и другими притупляются. Во всяком случае, острые краски звучат по своему свойству сильнее в острых формах (например, желтые в треугольнике). Склонные к глубокому воздействию увеличиваются в своем воздействии круглыми формами (например, синее в круге)».

Таким образом, существует взаимодействие между очертанием цветового пятна, его формой и самим цветом.

Если взять ряд квадратов или круг, окрашенные в разные цвета, то нетрудно будет заметить, что в каждом случае цвет будет различно взаимодействовать с формой, то есть форма будет оказывать свое влияние на цвет, а последний подчиняться или противодействовать ей. В этом направлении интересные опыты были проведены в 20-х годах группой художников под руководством М. В. Матюшина. Оказалось, при внимательном наблюдении окрашенных геометрических фигур, что последние обладают своего рода динамикой, имеют тенденцию к изменению. Так, круг как бы приобретает грани и углы; квадрат, наоборот, теряет углы и приобретает небольшую вогнутость сторон. Вероятно, здесь имеется связь с тем, что углы зрения различно окрашенных фигур заметно отличаются друг от друга.

Но как бы ни влиял цвет на форму, он не может разрушить впечатления основной формы; он может лишь придать ей больше экспрессивности. Сама форма, ее ориентация могут оказывать заметное воздействие на восприятие: например, голубая и зеленая полосы, будучи расположенными вертикально и горизонтально, будут восприниматься различными по своему содержанию, ибо на восприятие оказывает влияние ассоциативная связь с голубизной неба и зеленью луга.